Сельскохозяйственный бизнес Александра Иуса в селе Низовое Муромцевского района Омской области по праву можно считать семейным. Сегодня в нем трудятся супруга Александра Петровича, которая по образованию педагог и более 20 лет своей профессиональной жизни до основания мужем своего КФХ отдала школе, два сына и сноха. И не останавливают ни старшее поколение, ни молодое объективные трудности ведения этого самого бизнеса – удаленность от регионального центра более чем на 300 км, весной и осенью размытые дороги, отсутствие газификации и еще много чего. Они просто ставят задачи, их выполняют, ставят новые и снова их выполняют.
С 1992 года Александр Петрович в сельскохозяйственном бизнесе. До этого трудился, как и полагается, в совхозе, потом работал егерем и только после известных событий лихих 90-х организовал свое КФХ. Хотя это и было время перемен, но нельзя сказать, что организация собственного хозяйства происходила легко и просто. Сначала казалось, что все пойдет естественным путем – родственники, особенно возрастные, не понимали, что они могут делать с гектарами, которые им достались при дележке земельных паев, вот и отдавали их в аренду тем, кто готов был их обрабатывать. Были, правда, и такие, кто сам не хотел работать, но и отдать землю не желал, предполагая видимо, что сам факт наличия земли должен уже приносить прибыль. Но Александр Петрович хорошо понимал: чтобы получить отдачу, надо серьезно вложиться и финансово, и интеллектуально, и физически – придется много трудиться. Но, правда, это его не пугало. Тем более, что были и соратники – старший брат тогда тоже организовал крестьянско-фермерское хозяйство, а значит, было с кем посоветоваться.
Начинали с небольшого надела земли в 25 га, постепенно брал в аренду все больше и больше, сегодня Александр Иус обрабатывает порядка трех тысяч гектаров земли и уже три года параллельно развивает мясное животноводство, что опять же говорит о том, что мужчина не ищет легких путей, он идет по пути эффективному.
Когда затевали это дело, конечно, все приходилось делать самому, дети еще были маленькими. Но постепенно отец привлекал сыновей к семейному хозяйству. Уже со школьной скамьи они прикладывали свои руки непосредственно к работе. Помогали практически во всем, очень рано технику освоили, всю, которая в хозяйстве была. Солярку на поле возили, заправляли комбайны. Младший сразу после школы пошел учиться по профилю – на агронома, а старший попробовал себя в другой сфере – учился в Воронеже на пожарного, потом даже года полтора поработал пожарным инспектором, получил звание, но не зацепило его, не понравилось, вернулся на родину, к семейному бизнесу. Со временем и семью сюда перевез. Младший тоже здесь свил семейное гнездо. У каждой семьи свой добротный дом, но из окон они все видят усадьбу друг друга. Оттого и у них самих, и у всех тех, кто приезжает в гости или проезжает мимо, есть ощущение крепкой, надежной семьи. Глядя на такое основательное семейное гнездо, вдруг понимаешь, что это и есть муромцевский источник живительной силы, о котором так много говорят и пишут.
– Я сам здесь вырос и, конечно, изначально хотел, чтобы дети остались со мной, но никого насильно не заставлял заниматься сельским хозяйством, хотели бы пойти другим путем – ну что ж, это их право, – рассуждает Александр Иус. – Считаю, что каждый должен сам выбрать свой путь. А когда понял, что сыновья идут по моим стопам, на все стал смотреть по-другому, и планы изменились, и перспективы открылись, и даже сложности стали казаться вроде и не такими уж серьезными. В принципе, на земле можно работать и можно зарабатывать, правда, нужно трудиться много. Весной и осенью где-то полтора месяца нам приходится работать по двадцать часов в сутки. И иначе никак. Во время посевной и уборочной каждая минута на счету. Работаем не только от рассвета до заката, но и ночью, при свете фар. У меня лично в 2018 году не было ни одного выходного. И сыновья работают в тех же режимах. Даже несмотря на то, что нас трое, есть возможность подстраховать друг друга, никто из нас все равно не может себе позволить отдых дольше 3-4 дней.
Сегодня, имея двоих сыновей 35 и 40 лет, отец может уже заниматься хозяйством все меньше и меньше, больше уделять внимания внукам – а их у него трое. Опытный хозяин уверен, что вырастил достойных преемников, сыновья уже крепко стоят на ногах, отлично понимают, какие решения надо принимать и надежно держат в руках семейное хозяйство. На вопрос, когда сыновья присоединились к семейному бизнесу, отец теперь уже затрудняется ответить. Ему с высоты прошедших лет почему-то кажется, что они всегда были в бизнесе, и когда произошел тот самый щелчок, который переключил детей из статуса помощников в статус сособственников семейного бизнеса, никто и не заметил.
– Честно говоря, думу думают и решения принимают теперь уже сыновья. У меня лишь совет спрашивают. Они уже все могут сами. Я скорее уже на подстраховке. Уже спокойно могу отдыхать.
Впрочем, Александр Петрович тут же признается, что отдыхать-то он и не умеет. Сидя на скамейке или лежа на диване, он в буквальном смысле заболевает. А перспектива не работать неделю, две, а уж тем более месяц, его просто пугает. Вероятно, доктора скажут, что это не есть норма, что это надо исправлять или даже лечить, но опытный фермер точно знает, что это и есть жизнь, его жизнь полноценная, насыщенная яркими красками сибирского поля, северного леса и благодатным воздухом его, муромцевской земли.
Надежда СОЛОДКОВА
Журнал «Агротайм», № 4(66) апрель 2019
По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:
644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203
8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,
8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,
[email protected], [email protected], [email protected]