Существует множество способов повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Один из самых популярных – применение гуминовых удобрений. В текущем году одному из старейших и самых крупных сибирских производителей гуминовых удобрений – ООО Научно-производственное предприятие «Теллура-бис» – исполняется 30 лет. О развитии компании и важности применения гуматов мы поговорили с ее основателем Валерием Куцым.
– Валерий Арсентьевич, как решили заняться изготовлением гуминовых удобрений и почему выбрали именно это направление работы?
– Начало 1990-х годов, с режимного предприятия оборонно-промышленного комплекса уходит кучка специалистов. Мы были полны сил, был некий романтизм, желание создавать что-то новое. Казалось, что наступили новые времена, у нас все получится.
Все решил случай. Мне в руки попались научные труды профессора Л.А. Христевой в области исследования гуматов и их влиянии на рост растений, опубликованные в «Докладах ВАСХНИЛ» в 1947 году. Мы заинтересовались и подумали: а почему бы и нет? Почему и нам не попробовать? Тем более, гуминовых удобрений тогда вообще не было, но мы почувствовали, что это нужно. Когда начали, стало интересно.
–- Получается, начали работать с нуля?
– Именно так и было. Собственными руками сконструировали небольшую промышленную установку – опыт работы на закрытых оборонных предприятиях пригодился. И 15 июня 1995 года получили первую партию гуминовых удобрений. С тех пор прошло ровно 30 лет.
– В 1990-е годы сельское хозяйство пребывало в глубочайшем кризисе, как удалось заинтересовать аграриев новинкой?
– Нужна была технология не только изготовления, но и применения. Тогда никто не знал, что это такое – гуминовые удобрения. И что мы сделали? Проехались по нашим садоводствам и сделали выездные лекции. Возили с собой удобрение, разлитое по бутылкам. Начали пропагандировать среди садоводов – им понравилось.
В 1996 году мы начали работать с профессором Алтайского аграрного университета Ольгой Ивановной Антоновой, оказавшей нам неоценимую помощь. Вместе с ней в хозяйствах Алтайского края закладывали опыты. Отработали дозы и стадии применения гуминовых удобрений по широкому спектру сельскохозяйственных культур. При этом пытались технологию применения гуминовых удобрений совместить с другими используемыми агроприемами для оптимизации затрат. Использовали препараты при протравливании семян совместно с протравителями, а затем в баковой смеси с пестицидами в течение вегетации.
– С какими трудностями в работе столкнулись?
– Тогда было сложное время для всего сельского хозяйства. Агрономы вообще не знали, что такое гуминовые удобрения. Приходилось параллельно отрабатывать технологию и обучать специалистов. Нужно было доказать, что это имеет право на жизнь, что это эффективно.
Сложности были и с тем, что работали по бартеру. Вообще, чем только с нами не рассчитывались: и маслом, и зерном, и семечками. Давали аграриям удобрения под будущий урожай. А осенью приезжаешь в хозяйство и оказывается, что совхоза уже и нет, а вместо него работают 8 фермеров. А они говорят: мы ничего не знаем, мы ни о чем не договаривались.
– Тем не менее, вам удалось выстоять и выжить в то нелегкое время…
– Самое главное, что хозяйства начали получать положительные результаты после применения удобрения, и мы удержались на плаву. Нам здорово повезло, что в конце 1990-х годов на нас вышли краснодарские аграрии. Оттуда приехали представители. Стали разговаривать, они заявили, что хотят попробовать нашу новинку. Мы отгрузили им 28 тонн удобрения.
И самое главное, что краснодарский научно-исследовательский институт поставил опыты на разных видах культур, в разных природных зонах. Они получили хорошие результаты по всем направлениям – даже по винограду и лекарственным травам наблюдалась прибавка урожая. С нами рассчитались «живыми» деньгами. И с тех пор краснодарцы начали приобретать наши удобрения. И до сих пор мы с ними продуктивно работаем – отгружаем 3-4 вагона в сезон.
– Какие сейчас удобрения производите?
– Основные наши продукты – это жидкие гуминовые удобрения с микроэлементами для сельхозтоваропроизводителей «Теллура-М» и «Теллура-Био», а также «Феникс» для дачников. Хорошие результаты получаем не только по зерновым и масличным культурам, но и по облепихе, ягодникам. По рапсу и сое наши удобрения отлично себя показывают. Главное – внести их в нужном количестве и в нужной фазе, тогда можно получить реальную существенную прибавку урожая.
– Расскажите подробнее о ваших продуктах.
– Состав жидкого комплексного удобрения «Теллура-М» сбалансирован по макро- и микроэлементам, содержит в растворенном и активном состоянии спектр природных стимуляторов и регуляторов роста и развития растений, гуматы калия и натрия, фульвокислоты, аминокислоты, витамины, природные фитогормоны.
«Теллура-Био» дополнительно обладает защитными антифитопатогенными свойствами за счет введения в его состав бактериостатических белков и антибиотиков, выделенных из биогумуса — продукта жизнедеятельности красных калифорнийских дождевых червей.
Наши препараты используются во время предпосевной обработки семян и внекорневой подкормки всходов, так как эффективно усваиваются через листья растений. Предпосевная обработка может совмещаться с протравливанием и обеспечивает повышение всхожести и энергии прорастания, ускоренное формирование мощной корневой системы.
Особенно заметно препараты повышают урожайность во время засухи – это доказано многочисленными исследованиями. Для Алтайского края, ряда других регионов Сибири это очень важно, так как засухи случаются практически ежегодно.
Реальная прибавка урожая при применении наших препаратов – это 2-3 ц/га на сое, 2-4 ц/га по гречихе, 1,5-2 ц/га по подсолнечнику, 15-35 ц/га по сахарной свекле.
– В каких объемах производите?
– В последнее время в год выпускаем по 1000 тонн удобрений. Поставляем 3-4 вагона ежегодно на Кубань. В небольших количествах – в Кемеровскую область. Ориентированы на местные хозяйства. Почему? Удобрения жидкие, их стоимость – низкая. Доставка дорогая выходит на дальние расстояния. И невыгодно разливать его в канистры из-за их высокой стоимости. Нам удобнее, когда удобрение забирают в больших количествах в свою тару.
Поэтому работаем с хозяйствами, находящимися в хорошей логистической доступности. К примеру, около 300 тонн в год берет «Алтайская агропромышленная компания». Они вместе с КАС вносят наши гуматы при посеве.
– Где помимо Алтая и Краснодарского края проводили испытания гуматов?
– Исследовательской работой занимаемся с момента основания компании. Проводили испытания наших удобрений даже в экстремальных условиях Монголии. Состав препарата сделали таким, чтобы вносить его при посеве в зоне полупустынь. В горных районах Республики Алтай планируем применять удобрения на кормовых культурах, чтобы повысить качество и их урожайность.
Отработку технологии применения, доз внесения исследовали в разные годы совместно с АГАУ г. Барнаул, НПО «Сады Сибири» им. Лисавенко, Кемеровским НИИСХ, Орловским НИИ крупяных и зернобобовых культур, Кубанским НИИСХ Краснодара.
Многие питомники, где выращивают саженцы, используют наши препараты. Они значительно повышают приживаемость растений, что свидетельствует о хорошем качестве и эффективности продукта.
– Удачи вам в работе!
Иван СЕРГЕЕВ