Если хотите узнать, каким будет для омских аграриев сельскохозяйственный год, смело обращайтесь к генеральному директору АО «Солнцево». Впрочем, об этом знают и всегда сверяют свои наблюдения с мнением Александра Байера руководители тех хозяйств, что находятся в Исилькульском районе и рядышком. И ни разу не пришлось усомниться в его прогнозах. Ведь свои выводы он делает исходя из наблюдений нескольких десятков лет и считает, что лучше перестраховаться, чем потом кусать локти в зимний период, когда скудный рацион буренок может привести к снижению продуктивности животных. Подобное допустить никак нельзя, ведь основной доход хозяйства от этой отрасли.
Так получается, что засушливых лет на этой земле, граничащей с Казахстаном, значительно больше, чем тех, когда и осадков было достаточно и кормами удавалось запастись на два, три года. Их, по словам директора, по пальцам можно пересчитать. К примеру минувший, как награда после четырех лет засухи. Но даже неблагоприятные условия не мешали Байеру получать самые высокие урожаи в районе, не говоря уже о прошлогодних.
Настроиться с оптимизмом на нынешнюю посевную у Александра Егоровича никак не получалось. Хоть и весна считается ранней и уже в начале мая на полях хозяйства дважды провели боронование, но тревога не отпускает. Снега за зиму выпало мало, запасы влаги в почве минимальные, на первую фазу прорастания может и хватит, а дальше одна надежда на небесную канцелярию: сколько дождей выделит она.
Но, как говорится, на Бога надейся да сам не плошай. У Байера и агрономической службы хозяйства есть немало своих наработок, чтобы землю-кормилицу порадовать: дать вовремя ей отдохнуть от дел праведных, подкормить органикой, внести солому, соблюсти правильный севооборот. Это четыре составляющих плодородия почвы, два из которых – пары и органика – от наших дедов-прадедов. Впрочем, как говорит Александр Егорович, отказ от дорогостоящих минеральных удобрений он никому не навязывает, у каждого руководителя своя голова на плечах. И свой карман. А в Солнцевке каждую копейку приходится считать, иначе не были бы столь богаты, что позволяют себе каждый год строить, реконструировать, асфальтировать и прочее. И при этом не соглашаться продавать зерно дешево, пусть лучше в закромах полежит. Часть уйдет на свою мельницу, в пекарню да в комбикормовый цех, их в хозяйстве два, и там по разработанной зоотехником рецептуре готовят комбикорм коровам, молодняку, телятам. Продуктивность дойного стада в последние годы – около восьми тысяч литров молока в год от каждой буренки. АО «Солнцево» входит в 20 лучших хозяйств области, которые обеспечивают 80 процентов сырья, поступающего на переработку.
Урожай двух последних лет в хозяйстве не продан. Нет цены. И это не только в омском регионе. В целом по стране такая ситуация, фермеры центральных и южных областей России уменьшают площади под пшеницей, больше планируют сеять маржинальных культур. Они востребованы и в цене. В нынешнем году и Александр Байер решил снова выращивать подсолнечник на зерно. Последние два года под него здесь не выделялось ни одного гектара, все было отдано кукурузе – силос из нее по своей особой технологии спасает дойное стадо от снижения продуктивности.
Я встречала фермеров, которые сделали ставку на животноводство, и они добрым словом всегда вспоминают директора АО «Солнцево», он научил их правильно выращивать в сибирских условиях кукурузу. А с прошлого года желающих последовать примеру Александра Егоровича прибавилось. На этот раз речь пойдет об эспарцете. К нему директор долго присматривался, но продолжал сеять люцерну. А в прошлом году решился: только эспарцет. Он идеально подходит к той зоне, где находится хозяйство. Дождей мало, а теплых дней хоть отбавляй. По своей питательности эспарцет даже превосходит люцерну. Многолетнее медоносное растение еще раз убедило директора в правильности его выбора. Теперь он часто повторяет: «Наши деды говорили, что без люцерны не будет молока. А я убежден, что молока не будет без эспарцета». Теперь пчеловоды из окрестных мест просят руководителя разрешить им поставить свои ульи недалеко от медоноса: уж больно любят его пчелы и мед пахучий, полезный.
Сегодня хозяйство продает по 25 тонн молока в день. Рацион кормления коров, как и в зимние месяцы, богатый. В него входят кукуруза, сенаж из однолеток, сено, комбикорм, льняной жмых и патока. Молоко высшего сорта, оно идет на детское питание. Одно огорчает руководителя предприятия: не хватает доярок. Готов приезжих обеспечивать жильем, но желающих обосноваться в самом красивом селе области пока маловато. А свои барышни, выйдя замуж, заводят большую семью, здесь принято иметь по четыре-пять ребятишек. Дело, конечно, хорошее, к тому же государство платит таким семьям неплохое пособие. Но производству от этого не легче. Однако не будем о грустном, нехватке кадров.
А что касается позитива: в минувшем году урожайность зерновых в хозяйстве составила 33 центнера с гектара. И снова по итогам трудового соперничества – первое место среди хозяйств Исилькульского района. И это заслуга всего коллектива, который вот уже 32 год возглавляет Александр Егорович Байер. Есть такая поговорка: «Где родился – там и пригодился». В этом случае она сработала на сто процентов. У Александра Егоровича никогда не было желания сменить место жительства, даже, учась в ВУЗе, рвался на каникулы домой. Семья, как и положено в немецких семьях, большая. Четверо детей было у родителей. И живности полный сарай. Без нее ораву ребятишек не прокормить. Все с детства были приучены к труду. Я однажды была свидетелем тому, как в Солнцевку приехали двое его одноклассников, которые в период перестройки решили уехать на свою историческую родину. Не знаю, засосало ли у них под ложечкой, когда, спустя 20 лет, они увидели улицы, застроенные большими особняками, и счастливые лица тех, кто до сих пор считается их земляками. Но то, что удивились всему – это точно. Даже попросили у Александра его мотоцикл, чтобы объехать родные места – так выросло село за эти годы. Кстати, мотоцикл Александр Егорович купил, когда женился. Привез красавицу Ольгу Петровну из Больших Уков. Они в одно время на разных факультетах учились в сельхозинституте. Но вернемся к мотоциклу. Он выглядел спустя много лет после покупки как новенький, вот что значит заботливое отношение хозяина. Впрочем, у Александра Байера такой подход ко всему. Одноклассники вспоминали, что и в школьные годы он был «как скала». Всеми признанный лидер. Рассказывали, что в последние школьные каникулы всем классом отправились в поход. И там, где расположились на ночлег, была речка. А в ней водились караси. Александр предложил отправиться на рыбалку. Мальчишки согласились. Смастерили удочки и уловом угостили девчонок. Да, это были незабываемые школьные годы.
После учебы работал в родном хозяйстве, убирал хлеб, возил по полям главного агронома. После службы в армии поступил в институт. Дипломированным специалистом, инженером-механиком, вернулся в родное село. С 1985 по 1992 год работал главным инженером. А потом по 1994 год был главой сельсовета. Настояло районное руководство. И это были, по словам Байера, самые безмятежные годы с двумя выходными в неделю. Это-то и не устраивало Александра Егоровича. Характер неспокойный, бунтарский особенно в период перестройки. Именно тогда избрали его директором акционерного общества. Колхоз имени Ленина был банкротом, люди уезжали в Германию, а те, кто не решался, по-своему поняли свободу. Как-то Александр Егорович рассказывал мне о том, что поднимать хозяйство из руин пришлось элементарно с дисциплины. Приезжает в поле во время посевной. Время горячее, тракторы стоят, а механизаторы балуются горячительным. Подошел: что это такое? Отвечают: так у нас свобода, что хотим – то и делаем. Бутылку отобрал, вылил. А после посевной отправил в город кодироваться. Жены в восторге от этих мер. Да, было и такое.
А бартер? Это особый период в жизни российской деревни. Солнцевцы спаслись тем, что наладили свою переработку. Поставили мельницу, их мука до сих пор лучшая в области. Есть своя пекарня и небольшой колбасный цех. Продукцию меняли на запчасти, строительный материал и прочее, что необходимо в хозяйстве. Кстати, о строительстве. И в текущем году без него не обойтись. На отделении в Водяном уже строят ангар под солому. Еще один – на центральной усадьбе, поменьше, под хранение комбикорма. И, как обычно летом, приводят в порядок все животноводческие помещения. На всех трех отделениях. Когда в те, уже далекие трудные времена, Александр Байер принял хозяйство, кто-то из соседских директоров сказал ему: зачем тебе держать скот на отделениях? Это не выгодно. А он ответил: не будет фермы – не будет и деревни. И это пророческие слова. Сколько их маленьких поселений стерто с земли?! Люди разъехались, землю или распахали, или забросили, как в северных глубинках. А у него как у доброго хозяина: строятся на отделениях большие добротные дома, животноводческие помещения. Акционерное общество живет и развивается только за счет собственных средств, давно не пользуясь кредитами.
При мне местные жители не раз высказывали: хозяйства в Солнцевке давно бы не было, если бы у руля не поставили в свое время Александра Егоровича Байера. Да, этот человек на своем месте, рачительный хозяин, опытный руководитель, у которого каждая копейка на счету и он умело ее тратит. Грамот и наград у директора не перечесть. В том числе и федерального значения. А недавно президент Владимир Путин подписал Указ «О награждении государственными наградами Российской Федерации» – медали «За труды по сельскому хозяйству» удостоен Александр Егорович Байер, генеральный директор АО «Солнцево». От всей души поздравляем Александра Егоровича с заслуженной высокой наградой и желаем доброго здоровья, удачно провести посевную и собрать богатый урожай.
Ольга ЧЕРНЫШОВА