Ежегодно в мире растет потребление пива, что вполне благоприятно не только для пивоваров, но и для производителей сырья – ячменя, солода, хмеля. Крупнейший производитель пива – Китай, производит 49 миллиардов литров пива в год (в пять раз больше Российской Федерации), при этом республика ежегодно импортирует более 2 миллионов тонн пивоваренного ячменя, в основном из Канады, Австралии, Евросоюза. Почему же в списке поставщиков этой зерновой культуры нет России, хотя в нашей стране есть все необходимые условия для возделывания ячменя? Задавшись таким вопросом, Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции совместно с китайскими коллегами, при поддержке заинтересованных министерств, разработал программу «Организация научного испытания сортов пивоваренного ячменя», более известную как «Пекинская программа 2012-2015 гг.». Что даст реализация данной программы российским сельхозтоваропроизводителям, пивоварам, селекционерам? Быть ли китайскому пиву из российского пивоваренного ячменя?
– Я обратил внимание на КНР в 2008 году, когда мы произвели максимум зерна пивоваренного ячменя в объеме 2,5 млн. тонн, – рассказывает предысторию вопроса Александр Мордовин, президент Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции. – Куда-то его надо было сбывать, а цена в тот год упала. И пивоваренный ячмень иногда приходилось реализовывать по цене ниже фуражного.
Побывал в Китае, результатом поездки стало большое научное исследование «Вертикальная координация агробизнеса – анализ цепи производства и переработки пивоваренного ячменя в КНР», которое легло в основу Пекинской программы. Как известно, крупнейшие производители пива – транснациональные компании. И сегодня к лидерам подбираются китайские предприятия. Китайцы перешли с риса на мясо – захотели больше пива. Будем надеяться, что китайское пиво будет сварено и из российского ячменя. А пока в Китай поставляют ячмень все, кроме России. И мы надеемся этот пробел восполнить с помощью нашей организации, Национального союза зернопроизводителей, МСХ РФ, Россельхознадзора (необходимо решить вопрос санитарного регулирования поставок ячменя).
Австралия, Канада, ЕС – основные производители и экспортеры пивоваренного ячменя в мире. Еще недавно Аргентина не была в числе экспортеров пивоваренного ячменя, теперь же эта страна ежегодно 1,5-2 млн. тонн поставляет на мировой рынок. Последовать ее примеру вполне под силу и России. Тем более, есть и рынок сбыта: в текущем году в Китае наблюдается неурожай ячменя – получено всего 900 тыс. тонн. Следовательно, в этом и следующем году КНР закупит более 3 млн. тонн пивоваренного ячменя. Китайские пивовары в принципе не заинтересованы в местном сырье, поскольку компании-производители очень мелкие, вкупе не могут предоставить пивоваренным предприятиям гомогенные партии ячменя. Помимо этого, пивоваренный ячмень – единственная зерновая культура КНР, не дотируемая со стороны государства. Поэтому со стороны Китая есть интерес к России. На развитие взаимовыгодных партнерских отношений и направлена Пекинская программа.
В настоящее время в четырех агроклиматических зонах России: Центральный и Центрально-Черноземный регион, Сибирь и Дальний Восток, организованы научные испытания сортов пивоваренного ячменя различных селекционных компаний. В результате будут определены востребованные китайскими пивоварами сорта ячменя. Также в ходе реализации Пекинской программы будут разработаны оптимальные агротехнологии и проработаны варианты поставок ячменя в КНР. В целом программа позволит создать научно-практическую платформу для развития экспорта пивоваренного ячменя в страны Шанхайской организации сотрудничества и страны ЕС. Ориентировочный потенциал экспорта – 5 миллионов тонн ежегодно.
Сейчас, однако, как отмечает заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков, наш ячмень не идет в Европу, а дорога должна быть двусторонней. Тем более, Россия вступила в ВТО.
В каждой стране-производителе пивоваренного ячменя, из общего объема ячменя примерно 90 % является фуражным, и 10 % – пивоваренным. Потому, рекомендуют представители Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции, аграриям нужно думать и о фуражном, и о пивоваренном ячмене.
– Сейчас у нас есть такие сорта ячменя, которые обладают теми и другими качествами. Если вы строго соблюдаете агротехнологии – получаете пивоваренный ячмень. Если руки не дошли до серьезного ухода за культурой – получаете высокоурожайный фураж, – подчеркивает глава союза.
Но, следует отметить, что не все аграрии с этим соглашаются. Ведь для того чтобы пивоваренные компании покупали ячмень, он должен иметь показатель белка на уровне 12 %. А максимальная польза для скота будет при условии, если ему скармливать ячмень с белком не ниже 15 %. Так что более вероятны ситуации, когда ячмень и пивоварам не сгодился, и для животноводов тоже не лучший вариант. И спасает пока в этой ситуации тот факт, что кормовая база в стране настолько несовершенна, что на кормовые цели в большинстве случаев идет все, чем хозяйство богато.
Другой немаловажный аспект, как уже говорилось выше, – востребованные сорта ячменя. Предполагается, что Пекинская программа будет стимулировать развитие селекции и семеноводства. И хотя на сегодняшний день, например, в Омской области ученые Сибирского НИИ сельского хозяйства предлагают сельхозтоваропроизводителям качественные сорта ячменя местной селекции, в том числе и пивоваренного, но правит бал в этом вопросе потребитель, т.е. пивовар. Так, ведущий производитель пивоваренного ячменя в области – крестьянско-фермерское хозяйство «Люфт» – поставляет ячмень для омского филиала ОАО «САН ИнБев» (российское подразделение крупнейшего в мире пивоваренного концерна «Анхойзер-Буш ИнБев»). По словам руководителя КФХ Юрия Люфта, на полях хозяйства возделывается ячмень сорта Беатрис, австрийской селекции. И выбор этот сделан потому, что именно этот сорт требует компания «САН ИнБев».
Таким образом, российским селекционерам не так-то просто будет вытеснить импортные сорта пивоваренного ячменя.
Несмотря на проблемы отрасли, довольно положительные изменения произошли в российском солодовенном производстве.
– В последние годы, благодаря в том числе и работе нашего союза, в России создана очень серьезная отрасль солодовенной промышленности. И Россия уже занимает достаточно высокое место на мировом рынке с 6 % в общем объеме производства солода, – говорит Александр Мордовин. – Лидирует и растет в этом секторе также и Китай, совокупная доля производства солода в Китае в мировой статистике составляет 13%, а производится ячменя всего 1%. А вот Россия является лидером в части производства ячменя с долей в те же 13%. А это означает возможности России в части поставок ячменя в КНР на фоне роста потребности пивоваренной и солодовенной отрасли КНР в пивоваренном ячмене.
Большим успехом реализации Пекинской программы стало создание по итогам встречи глав правительств России и Китая 18 октября 2013 г. Подкомиссии по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, инициатором создания которой выступил Союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции, что, безусловно, усилит позиции и шансы на успешную реализацию не только пивоваренного ячменя, но и продукции всего российского сельского хозяйства на рынке КНР. Ведь сегодня из общих поставок аграрной продукции в КНР с долей в 97% лидирует аквакультура.
Совокупные солодовенные мощности в мире составляют 26 млн. метрических тонн или 32 млн. тонн пивоваренного ячменя. И эти серьезные цифры дают нам повод задуматься, а почему бы России не стать одним из игроков на рынке пивоваренного ячменя. Пока наша страна часть солода импортирует, но уже гораздо меньше, чем в 2004-2006 годах. Но, к сожалению, ни российский солод, ни зерно ячменя в Европе не ждут.
Поэтому особое внимание должно уделяться вопросу организации поставок в страны ШОС. Работа нашего союза нацелена на то, чтобы эффективно работало каждое звено производственного процесса, от создания сорта до конечного продукта: селекционер-семеновод-товаропроизводитель-пивовар.
Развитию солодовенной промышленности способствовали нововведения в отечественном законодательстве (также не без вмешательства союза производителей ячменя). Как только в России пиво, в соответствии с нормативными документами, стало на 80 % из солода, выросло производство солода на 26 %. А 26 % по солоду – это 35 % по пивоваренному ячменю, или дополнительно 630 тонн пивоваренного ячменя. Другими словами, пиво делается из солода – на него есть спрос – есть спрос на пивоваренный ячмень.
По-прежнему больной темой для пивоваров остается дефицит такого сырья, как хмель. В СССР его было предостаточно, а сейчас число производителей хмеля стремительно падает. За последние 15 лет Россия полностью потеряла такую серьезную отрасль как производство хмеля, и сегодня мы импортируем даже не хмель, а хмелепродукты из других стран на сумму более 250 миллионов долларов, которые бы не помешали нашему сельскому хозяйству. Вот культура, которая сейчас востребована как никогда. И президент Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции просит аграриев обратить на нее внимание.
Казалось бы, две культуры – ячмень и хмель, которые могут обеспечить хозяйствам рентабельность, обеспечить им гарантированный рынок сбыта. Между тем, сельхозтоваропроизводители упорно продолжают сеять пшеницу, порой невысокого качества, которую не могут впоследствии реализовать по выгодным ценам. Откликнутся ли они на призыв представителей солодовенного и пивоваренного бизнеса? Захотят ли вкладывать силы в выращивание ячменя? Пока этот вопрос еще остается на повестке дня.
Ольга КАДУШКИНА
По вопросам размещения рекламы в журнале «Агротайм» обращаться: 8(3812) 59-37-69, agrotime2013@mail.ru