В Омской области за последние четыре года посевы рапса дважды подвергались нашествию капустной моли – в 2015 и в 2019 годах. Вредитель, далеко не новый в агробиоценозе Западной Сибири, в условиях малой насыщенности севооборотов крестоцветными культурами, относительно редко заявлял о себе в катастрофических масштабах. Однако с увеличением площадей, занятых рапсом, в отдельные годы капустная моль стала главной проблемой многих фермеров.

Степень вредоносности капустной моли в текущем сезоне определяется рядом причин: высокой численностью куколок, уходящих на зимовку; оптимальными условиями для перезимовки куколок и вылета имаго весной следующего года; хорошей кормовой базой для имаго весной (разнообразием и высокой численностью дикорастущих крестоцветных культур, на которых кормятся бабочки); заносом имаго воздушными массами с сопредельных территорий; широкой кормовой базой для личинок в течение периода вегетации (обширностью площадей, занятых рапсом); физиологическими особенностями вредителя.
Жизненный цикл капустной моли составляет в среднем 30-40 суток, в том числе фаза имаго длится 20-30 суток, яйца – 2-9 суток, личинки – 6-25 суток (отмечается 4-5 возрастов, в конце каждого происходит линька), куколки – 5-15 суток.
Весной после вылета бабочкам моли необходимо дополнительное питание, которое осуществляется на дикорастущих крестоцветных растениях в течение нескольких дней. Полноценность питания влияет на плодовитость и жизнеспособность: в среднем одна самка откладывает от 80 до 150 яиц (при максимуме 300 яиц). Период откладки яиц длится около двух недель. Такая растянутость обуславливает длительный, неравномерный выход личинок и присутствие в посеве разных фаз развития насекомых.
В условиях Омской области вредитель может давать до трёх и более чётко разграниченных или накладывающихся друг на друга поколений за сезон.
Поскольку прохождение фаз развития ускоряется с повышением температуры, от поколения до поколения может протекать от полутора месяцев до 13 суток. В последнем случае велика вероятность наложения поколений и значительное возрастание вредоносности. Наложение поколений отмечается также при резком чередовании потеплений и значительных похолоданий. Скачок высоких температур после похолодания вызывает массовое отрождение гусениц из разновременных кладок.
В последние два года ассортимент инсектицидов для борьбы с капустной молью заметно вырос. Однако при вспышках массового размножения вредителя бороться с ним достаточно сложно. В большой степени это обусловлено природной и приобретённой устойчивостью к препаратам.
Так, у капустной моли наблюдается целый комплекс типов природной устойчивости, таких как: фазовая – устойчивость выше в фазах яйца, куколки, в период диапаузы, ниже в фазах имаго и личинки; возрастная – более чувствительны личинки младших возрастов, к моменту линьки устойчивость возрастает; временная – чувствительность повышается при возрастании суточной активности; поведенческая – насекомые избегают прямого воздействия инсектицидов (потревоженные гусеницы спускаются в нижние ярусы растений, бабочки улетают); популяционная – выражается в неоднородности популяции вредителя: одновременно присутствуют чувствительные и устойчивые фазы развития, наблюдается наложение генераций, отмечается многолетняя цикличность развития.
В случаях, когда природная устойчивость сопровождается приобретённой, наследуемой в популяциях устойчивостью к пестицидам (резистентностью), борьба с вредителем в годы его массового размножения требует методичности и значительных затрат.
Основной причиной возникновения резистентности является селекция устойчивых особей после применения ядохимикатов. Скорость её возникновенияопределяется природной устойчивостью насекомых, частотой применения и свойствами пестицидов.
Индивидуальная резистентность возникает к одному пестициду; групповая – к нескольким пестицидам одной группы, родственным по строению и механизму действия; перекрёстная или множественная резистентность – к пестицидам разных групп, отличающихся по химическому строению и механизму действия.
Таким образом, при возникновении индивидуальной устойчивости, например, к малатиону, следует воздерживаться от применения препаратов только с этим действующим веществом. При обнаружении устойчивости к альфа-циперметрину есть вероятность возникновения групповой устойчивости ко всем пиретроидам и дополнительно перекрёстной – к фосфорорганическим соединениям (ФОС). Следовательно, круг применяемых средств защиты резко сужается.
Говоря о средствах защиты против капустной моли, назову только активные против вредителя действующие вещества пестицидов. Препараты, их содержащие, имеются у многих фирм, фигурируют под разными названиями, представлены в «Списке пестицидов и агрохимикатов…».
Среди средств защиты широко представлены химические соединения разных классов:
– пиретроиды: лямбда-цигалотрин, дельтаметрин, бета-циперметрин, зета-циперметрин;
– ФОС: малатион, диметоат;
– неоникотиноиды: тиаклоприд, имидаклоприд, тиаметоксам.
А также:
– овициды: индоксакарб, хлорантранилипрол;
– ювеноиды: феноксикарб;
– овициды и ингибиторы синтеза хитина: люфенурон, дифлубензурон.
Кроме того, на территории области в 2019 году использовались инсектициды из класса пиретроидов на основе гамма-цигалотрина и альфа-циперметрина; из класса неоникотиноидов на основе ацетамиприда и клотианидина; из класса фенилпиразолов на основе фипронила.
Ориентироваться в выборе пестицидов помогает знание некоторых свойств химических веществ.
Пиретроиды – нейротропные пестициды контактно-кишечного действия. При частом применении препаратов, особенно в заниженных нормах расхода, велика вероятность возникновения у насекомых групповой устойчивости ко всему классу данных соединений. Приобретённая групповая устойчивость не развивается к зета-циперметрину, который в 2,5-3 раза токсичнее циперметрина.
Альфа-циперметрин к тому же обладает репеллентным и антифидантным (отпугивающими), а также длительным остаточным действием. Репеллентным и остаточным действием характеризуется также лямбда-цигалотрин. При этом, отпугивающие свойства проявляются не только против вредных, но и против полезных видов насекомых, что нужно учитывать при планировании обработок, поскольку рапс нуждается в насекомых-опылителях.
Стоит учитывать и то, что пиретроиды относятся ко 2-3 классам опасности (опасны и умеренно опасны) для человека и к 1 классу опасности (чрезвычайно опасны) для пчёл. Кроме того, лямбда-цигалотрин опасен для рыб, а дельтаметрин – эмбриотоксичен (нарушает развитие зародыша) для теплокровных.
Фосфорорганические соединения (ФОС) нервно-паралитические пестициды. Малатион обладает контактно-кишечным, а диметоат ещё и системным действием. При этом малатион отличается глубинным проникновением и синергизмом с пиретроидами (усиливают эффективность друг друга); диметоат имеет акарицидные свойства (противоклещевые) и способен передвигаться как с восходящими, так и с нисходящими токами растений. Защитное действие данных веществ наблюдается в течение 10-15 суток.
Однако при несоблюдении норм и правил применения к малатиону возникает индивидуальная и групповая устойчивость, к диметоату – групповая. Данные ФОС относятся к 3 классу опасности для человека и 1 – для пчёл; малатион способен повреждать ДНК; диметоат запрещён на ягодниках и зеленых культурах. Следует учитывать, что ФОС, особенно при неблагоприятных для развития растений условиях, способны вызывать ожоги и опадения цветков.
Неоникотиноиды – пестициды нервно-паралитического механизма действия. Контактно-кишечные, системные препараты практически не поступают в плоды; имеют длительный остаточный защитный эффект. При этом клотианидин действует немедленно, ацетомиприд – уже через час, тиаметоксам перераспределяется по листу через 20 часов, по всему растению – через 1-3 дня, эффективность тиаклоприда заметна через 1-3 дня, имидаклоприда через 3-5 дней. Ацетамиприд эффективен при нормальной и повышенной температуре, а тиаметоксам, кроме того, и при пониженной влажности.
Механизм действия неоникотиноидов не позволяет насекомым вырабатывать приобретённую устойчивость, поэтому при их применении не наблюдается групповой устойчивости между соединениями класса, а также перекрёстной устойчивости с карбаматами, пиретроидами и ФОС.
Несмотря на то, что ацетомиприд относится к 3 классу опасности для человека и пчёл, он может вызывать гормональные сбои, имидаклоприд (3-й класс опасности для человека, 1-й для пчёл) – нарушение функции щитовидной железы, тиаклоприд (2-й и 3-й классы соответственно) – и то и другое. Тиаметоксам и клотианидин при 2-3 классах опасности для человека относятся к 1-му – для пчёл.
Для пчёл эти препараты опасны ещё и тем, что способны накапливаться в нектаре.
В минувшем году некоторые фермеры против капустной моли применяли новые для нашей области средства защиты: овициды (сокращающие численность яиц) на основе индоксакарба, хлорантранилипрола, люфенурона и дифлубензурона. Последние два являются также ингибиторами синтеза хитина (ИСХ). Одно из преимуществ подобных средств: в силу механизма действия препаратов не возникает перекрёстная устойчивость.
Овициды и ИСХ дороги и имеют ряд особенностей, могущих снижать ожидаемую эффективность.
Так, индоксакарб избирателен – действует на яйца чешуекрылых (к которым относится и капустная моль). В результате личинки не отрождаются или погибают во время отрождения. Индоксакарб обладает контактно-кишечным действием, его активность возрастает с ростом температуры, но в условиях низкой влажности эффект значительно ослабевает.
Хлорантранилипрол обладает контактно-кишечным и трансламинарным (средним между контактным и системным) действием. Максимально его эффективность проявляется при применении по яйцекладкам (личинки погибают во время отрождения); при обработке по личинкам гибель их наблюдается через 2-4 дня.
Оба вещества имеют 3-й класс опасности для человека; для пчёл: индоксакарб – 1-2 класс, хлорантранилипрол – 3-й, но канцерогенен для теплокровных.
Сложность применения овицидов против таких вредителей как капустная моль в том, что их кладка растянута во времени до двух недель. И при высокой температуре, когда стадия яйца сокращается, охватить одной обработкой основную массу кладок невозможно.
ИСХ блокируют образование хитина. В результате личинки погибают во время линьки. При обработке личинок последнего возраста образование хитина нарушается у куколок и имаго, что сказывается на их жизнеспособности, отсекая развитие следующего поколения.
Люфенурон и дифлубензурон, как и прочие овициды, препараты контактно-кишечного действия. Люфенурон обладает также трансовариальностью (передаётся через обработанных насекомых) и высокой эффективностью при обработке личинок. Овицидное действие дифлубензурона выше при нанесении на растения до откладки яиц, эффективен он и против личинок младшего возраста, с проявлением действия через несколько дней.
Против взрослых насекомых эффекта практически нет. Препараты имеют 2-3 класс опасности для человека и пчёл.
Ювеноид контактно-кишечного действия, феноксикарб блокирует переход из стадии в стадию и смену типа питания, а также нарушает процессы линьки. Феноксикарб эффективен против насекомых устойчивых к ИСХ, ФОС и пиретроидам; относится ко 2-3 классам опасности для человека и 3-му – для пчёл; стабилен в растениях.
Предлагаемые товаропроизводителям пестициды часто содержат два и более действующих вещества, взаимно дополняющих друг друга.
Обозначим факторы, которые могут значительно снижать эффективность препаратов, применяемых против капустной моли.
1. Запаздывание с первой обработкой. Как было сказано выше, для вредителя характерна возрастная устойчивость, следовательно, получив сообщение о массовом лёте бабочек моли, нужно тщательно отслеживать начало кладки при решении работать овицидами, либо начало отрождения гусениц при планировании обработок прочими препаратами.
2. Возникновение устойчивых популяций вредителя при повторных обработках препаратами с одним и тем же действующим веществом. Особенно велика вероятность возникновения устойчивости у вредителей, дающих несколько поколений за сезон, а также присутствующих в посевах ежегодно даже при их незначительном количестве. Таким образом, применяя препарат ежегодно против рапсового цветоеда, возможно отселектировать устойчивую к нему популяцию капустной моли. Косвенным подтверждением возникновения устойчивости к тому или иному инсектициду может служить его низкая эффективность при рекомендованных нормах расхода и достаточно высокая – при увеличении нормы расхода.
3. Неоднородность почвенного покрова и микрорельефа, приводящая к неоднородности развития растений и температурного режима по площади поля. Проведение обследований нужно начинать с участков, где растения ослаблены, особенно с ростом температуры: места со слабой растительностью прогреваются сильнее, развитие вредителя на них идёт с опережением. Необходимо планировать начало обработок, исходя из ситуации на подобных участках, служащих резерватами. Важно учитывать порог вредоносности, связывая его с габитусом (общим видом) растения. Порог вредоносности гусениц капустной моли для рапса – 1-3 особи на растение, соответственно, чем меньше габитус, тем ниже порог вредоносности.
Сократить количество обработок и повысить эффективность инсектицидов возможно следующим образом:
– варьировать сроки сева: при раннем лёте бабочек поздние посевы «уходят» от массовых кладок, соответственно, первая волна появления гусениц здесь также будет меньше;
– инсектицидное протравливание семян снижает прессинг вредителя;
– до и после цветения работать инсектицидами контактно-кишечно-системного действия; во время цветения желательно использовать контактно-кишечные препараты;
– для снижения возникновения риска устойчивых популяций чередовать инсектициды по действующим веществам и механизму действия.
Календарь работ
Постоянный мониторинг.
1. При наличии вредителя в предыдущем году: учесть возможность ухода на зимовку значительного количества куколок. Например, гусеницы последнего поколения, которое может быть как в июле, так и в августе, успешно окуклились, последующего вылета бабочек не наблюдалось. Соответственно, возможен массовый лёт весной следующего года.
2. Весной учесть возможность сохранения перезимовавших куколок при условии тёплой зимы с высоким снежным покровом и отсутствии грибковых болезней насекомых.
3. Отслеживать ситуацию на сопредельных территориях: возможен занос бабочек из Казахстана, Южного Урала.
4. Если прямые обследования весной выявляют большое количество живых куколок при наличии рано цветущих крестоцветных сорняков, во время массового лёта бабочек отслеживать начало яйцекладки. Особое внимание обратить на окраины полей, места с изреженным посевом, с хорошо прогреваемой почвой и общим более высоким температурным фоном при высоких температурах, и, напротив, понижения и защищённые от ветра места – при температурах более низких. Учитывать, что при высоких температурах все фазы развития вредителя ускоряются и временной промежуток для эффективных обработок уменьшается (при сокращении фазы личинки до 6 суток на чувствительный возраст остаётся 2-3 суток).
Учитывая растянутость вылета бабочек и яйцекладки, уже в начале вегетации культуры может потребоваться повторная обработка: по яйцекладкам (ИСХ, овициды) или по младшим возрастам гусениц (пиретроиды, ФОС, неоникотиноиды).
При массовом лёте бабочек и резких перепадах температуры возможно критическое наложение поколений гусениц и стремительное уничтожение посевов. Т.е., отслеживая значительное развитие вредителя при «провалах» температуры и быстром последующем потеплении, в начале отрождения новых гусениц в течение 1-3 суток провести обработки препаратами смешанного действия (контактно-кишечно-системного). Чем выше высота и облиственность, а также густота стояния растений, тем больше рабочего раствора требуется для достаточного проникновения препарата в гущу растений. Желательно создание тумана для лучшего обволакивания растений.
Учитывать, что занижение или завышение норм расхода препаратов быстрее приводит к возникновению устойчивых популяций вредителя.
Справка
Пиретроиды, овициды, ингибиторы синтеза хитина (ИСХ), ювеноиды – контактно-кишечные препараты.
Фосфорорганические (ФОС) на рапсе: на основе малатиона – контактно-кишечные; на основе диметоата – контактно-кишечно-системные препараты.
Неоникотиноиды – контактно-кишечно-системные препараты.
Елена КОРЕНЮК,
руководитель Омского представительства «Инновационного центра защиты растений», канд. с.-х. наук