Развитие внутреннего рынка органики, обеспечение действия закона об органике и просветительская работа – самые важные шаги на пути к потребителю

-------111_45275847486409766К знаку органической продукции, будет прикрепляться   QR-код, который будет давать информацию о продукции и производителе органики из реестра

На минувшей неделе в  рамках 10-й юбилейной международной выставки «ЭкоГородЭкспо Весна 2019» прошла 6-я практическая конференция «Эко био органик продукция в ритейле: путь к потребителю». Участники дискуссии обсудили возможности консолидации участников рынка органической продукции и ритейла и перспективы присутствия эко био органик продукции на полках российских магазинов.

Олег Мироненко, исполнительный директор Национального Органического Союза, напомнил участникам конференции, что в феврале 2019 года, выступая перед Федеральным собранием, президент России Владимир Путин затронул тему органики, обозначив ее как значимую для государства.  «Внешний рынок растет активно, за последний год он превысил 100 млрд евро с точки зрения потребления, и даже опережает возможности производства. При этом страны-потребители органики не способны обеспечить себя органической продукцией, не хватает ресурса,- рассказал Олег Мироненко. – До 2025 года рынок вырастет до 135 млрд евро. Поэтому Европа смотрит на страны, которые имеют такие ресурсы, в частности, на Россию. Мы сейчас в приоритете».

Однако пока Запад готов покупать у нас только сырье, заметил Олег Мироненко. И это не очень выгодно: «Цены на сырье на внешних рынках действительно выше, чем на внутренних. Но в итоге 80 процентов дохода вы будете оставлять на внешних рынках.  К тому же это же наше сырье перерабатывается там и возвращается к нам в виде готовой продукции».

Главное наше богатство – это земля, подчеркнул Олег Мироненко: «В России 34 млн га пахотных земель, которые брошены и не обрабатываются.  При этом во всем мире пахотных земель используется под органику всего 10 млн га. Сейчас наш внутренний рынок составляет 160 млн евро с точки зрения потребления.  Именно внутренний рынок  – продукты глубокой переработки – является на сегодня важным пусковым механизмом с точки зрения производства органической продукции».

Сейчас только 50 стран в мире активные потребители органики. А производит их более 180 стран. 130 стран собственный рынок не развивают и поставляют свою продукцию только на внешний рынок, например, Индия, которая поставляет продукцию в другие страны, а потребление внутри страны минимально. России небезразличен внутренний рынок, подчеркнул Олег Мироненко.

В подготовке к вступлению принятого закона об органике в силу важным шагом является утверждение графического знака российской органической продукции, которым станет знак, разработанный Национальным Органическим Союзом.

«Могу сказать, что графический знак и национальный бренд органической продукции уже утвержден – это знак, который разработал НОС, и который НОС передал Минсельхозу, – сообщил участникам встречи Сергей Коршунов, председатель правления Союза органического земледелия. – Сегодня потребитель доверяет европейскому знаку зеленого листка, а нужно чтобы покупатели доверяли нашей системе.  Нужно продвигать российский знак, повышать его узнаваемость. И прежде всего на полках супермаркетов».

К знаку, рассказал Олег Мироненко, будет прикрепляться также и  QR-код, он будет давать информацию о продукции и производителе органики из реестра: потребитель сможет войти в базу Минсельхоза РФ и проверить, существует ли такая компания. В реестр компании будут вноситься сертификатором, сами компании-производители этого сделать не смогут.

«Мы понимаем, что российскому знаку ещё надо завоевать доверие потребителя. Поэтому если российская компания ранее уже имела европейскую сертификацию, то в ближайшие 2-3 года лучше оставить два значка на упаковке, зеленый евролисток и наш значок, чтобы потребитель понимал, что сертифицированная в России продукция эквивалентна европейской, и привыкал к нашему российскому значку, – заметил Олег Мироненко. –  Постепенно уже имеющие сертификат компании будут без периода конверсии переходить с европейской сертификации на российскую».

За сохранностью и подлинностью российского знака органики должен следить Роспотребнадзор, напомнил Олег Мироненко. НОС также будет контролировать законность и правильность использования графического знака. В этом будет важна и роль ритейла, заметил исполнительный директор НОС. Уже сейчас встречаются подделки знака евролиста, например, листы с разным количеством звездочек.

«Сейчас подделывают бумаги, этикетки, мы обнаруживали сотни этикеток, на которых были указаны несуществующие фирмы, – рассказалАлексей Алексеенко, помощник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзор. – Недоверие потребителей обосновано. Мы обнаруживали диоксины в фермерских яйцах и ни разу не находили их в яйцах с производств комбинатов, или например в фермерском молоке находили антибиотики.  Нам предстоит создать систему регуляции, чтобы рынок органической продукции развивался. Система прослеживания «Меркурий» позволит проконтролировать защиту от подделок».

Алексей Алексеенко предложил разделить продукты на премиальные продукты, на натуральные продукты, то есть без добавок, и продукты с измененным составом, которые в Германии называют эрзац-продукты. А органическая продукция должна подтверждаться сертификацией.

«Мы должны исключить возможности фальсификации, иначе мы потеряем возможность развития рынка органической продукции внутри страны и потеряем возможности выхода на международный рынок. Владимир Путин поставил задачу довести экспорт аграрной продукции до 45 млрд долларов в год. С обычной продукцией нас там никто не ждет. А вот рынок органической продукции емок, и наша репутация в этом пока неплоха», – считает Алексей Алексеенко.

Людмила Викулова, директор департамента исследований Роскачества, рассказала участникам дискуссии, что ее ведомство, изучая принятый закон об органическом производстве, который вступит в силу с января 2020 года, обнаружило, что он не касается лекарственных и косметических средств, а также дикороссов. «Мы считаем, что значительная часть экспортной продукции будет находиться в правовом вакууме. Нужно в будущем пересмотреть нормы законодательства и включить в него эту продукцию. Также Людмила Викулова высказала сомнение в полноценности имеющихся сейчас в России стандартов: «ГОСТы , по которым сейчас действуют производители органики, это адаптированный перевод международного регламента органического производства, данные документы не полностью идентичны европейским, не хватает исчерпывающих требований к техническим характеристикам органической продукции и органического производства. Мы предлагаем создать межгосударственный комитет по стандартизации органической  продукции, проработать вопросы стандартизации в системе ISO и включить в программу актуализацию действующих и разработку новых стандартов на органическую продукцию».

Представитель Роскачества также высказала опасение в отношении ситуации, когда в России официальную аккредитацию Росаккредитации имеет пока только одна компания-сертификатор, при том, что в реестр Росстандарта систем добровольный сертификации, которые распространяются на органическую продукцию,  включено 14 компаний-сертификаторов.

Сергей Коршунов заметил, что ситуация, когда аккредитован только один сертификатор – компания «Органик  Эксперт» – может привести к негативным последствиям: «Нужно больше аккредитованных органов по сертификации. Если ситуация с наличием только одного органа по сертификации будет продолжаться, то может произойти так, что в систему сертификации придут не органические сертификаторы, а крупные сертификационные компании, которые никогда не сертифицировали органическую продукцию, но имеют возможности лоббирования своих интересов».

По мнению Сергея Коршунова, причина отсутствия аккредитации у других сертификаторов в том, что они формально не могут пройти аккредитацию – не соответствуют требованиям. «Сейчас ожидаются некие изменения в требованиях Росаккредитации. По действующим требованиям, в компании должно быть не менее трех аккредитованных инспекторов, работающих в  органической сертификации не менее 3-х лет. Но при нынешнем уровне развития рынка найти таких людей проблема.».

Олег Мироненко в ответ напомнил, что третий стандарт уже 1,5 года находится на согласовании с IFOAM International: «Мы вносим изменения, и это будет продолжаться еще полтора года. Эта работа нужна для того, чтобы наш стандарт был признан IFOAM International. Атака на закон и стандарты идет сейчас еще до вступления в силу.  Не соглашусь с коллегами из Роскачества о неких неурегулированных моментах. В закон распространяется и на продукцию из дикороссов, другое дело, что нет стандарта регулирующего производство такой продукции. Но сегодня она идёт в основном за рубеж, А для этого необходима лишь европейская сертификация, поэтому нет срочности в принятии российского стандарта по дикороссам. В планах в следующем году разработать такой стандарт».

Тот факт, что пока только одна компания прошла аккредитацию в Росаккредитации, –  это вопрос к самим сертификационным компаниям, а не к Росаккредитации, считает Олег Мироненко: «Они не соответствуют требованиям: не хватает специалистов или их сертификационные документы не соответствуют требованиям ИСО 17065, по которому проходит аккредитация и т.д. И это проблема. Однако многие и не пытаются её решить. При этом в переходный период пытаются , что называется «поймать рыбку в мутной воде». Они не умеют и не имеют права сертифицировать органическую продукцию, при этом делают это и в итоге выдают незаконные сертификационные свидетельства. Поэтому нужна система контроля за процессом сертификации органического производства».

Татьяна Волкова, генеральный директор компании «Органик Эксперт», единственной официально аккредитованной компании-сертификатора, пояснила, что сейчас, действительно, вся система аккредитации претерпевает изменения, некоторые изменения только вступают в силу или ещё готовятся. «Например, 9 апреля вступили в силу изменения в требованиях к экспертам. Теперь эксперт может работать только в одном органе по сертификации. Я вижу большую проблему в нашей отрасли.  Производители, которые хотят производить продукцию и на внутреннем рынке и на экспорт, могут сразу в едином процессе  получить два сертификата, а значит эксперт должен сотрудничать и с российским и с европейским органом. Но как это будет происходить  теперь, неясно».

Татьяна Волкова также заметила, что сейчас сертификаторы действуют по международным правилам, которые указаны в ИСО 17065. Поэтому ИСО аккредитовываются компании по всему миру. Поэтому создания новой эксклюзивной российской системы аккредитации не требуется, т.к. это может внести сложности как в процессы сертификации, так и вопросы признания российской органической продукции на зарубежных рынках.

При этом, заметила Татьяна Волкова, услугами по сертификации компании «Органик Эксперт» уже воспользовались такие крупные органические компании, как Hipp, Nestle, «Савинская Нива»,  а теперь идут заявки и от тех, кто ещё не занимается, но хотел бы заниматься органикой в будущем. Но специалистов не хватает!  «Нас всего четверо. Все наши эксперты по сертификации проработали большой срок в зарубежной сертификации, именно по сертификации органики. Очень важна система обучения как производителей, так и сертификаторов. В России пока нет таких центров , мы учимся за рубежом», – подчеркнула генеральный директор «Органик эксперт».

Олег Мироненко согласился с проблемой отсутствия обучения специалистов. Он рассказал, что сейчас Национальный Органический Союз будет обсуждать ситуацию подготовки специалистов, в том числе технологов, с руководством Пищевого института.

Важным остается вопрос популяризации правильного образа жизни, здорового питания и в том числе органической продукции. Как рассказала Елена Королькова, руководитель группы по работе с розничными сетями аналитического агентства Nielsen,  которое занимается измерением рынка и рыночной торговли, сейчас наблюдается глобальный кризис ожирения. По статистике Минздрава, треть населения от 25 до 65 лет страдает избыточной массой тела. 39 процентов населения страдает от избыточного веса,  у 13 процентов – клинический диагноз «ожирение». 41 млн детей младше 5 лет имеет избыточную массу тела или ожирение. ЗОЖ – это не просто правильное питание, это изменение мышления, убеждена Елена Королькова.

«По данным нашего глобального исследования, 79 процентов потребителей уже выбирают продукты для предотвращения хронических заболеваний, но менее 50 процентов из них считают, что текущее предложение может удовлетворить их спрос. Планируется, что к 2025 году в России 60 процентов граждан будут приверженцами ЗОЖ. Увеличится процент людей, которые систематически занимаются спортом. Объем рынка спорт и фитнес услуг с каждым годом растет, но пока в возрасте 30-55 лет занимаются спортом примерно 30 процентов.  Число россиян, которые считают, что здоровье – это первый фактор их обеспокоенности, составляет 20 процентов. 35 процентов хотят похудеть, 85 процентов уже изменили свое питание».

Как отмечает Елена Королькова, надписи «органик», «био», «эко» будут стимулировать к покупке этих товаров. В то же время исследования выявили, что потребитель не верит этим надписям, считает, что это попытка повысить цену на продукт. 40 процентов покупателей всегда изучают состав на упаковке. 49 процентов делают это иногда. То есть слепо доверять производителям покупатели не готовы. 20 процентов доверяют надписям «низкая калорийность», «низкое содержание соли», «свежий продукт» и так далее, и только 14 процентов доверяют надписи «органик», рассказала Елена Королькова, возможно, потому, что не знают, как правильно отличить органическую продукцию от подделок.

30 процентов потребителей покупают то, что дешевле. Только 12 процентов, по данным агентства Nielsen, покупают экологически чистые бренды на российском рынке. При этом потребитель готов отказаться от упаковки и дизайна в пользу экологической чистоты товара. Но вкусно должно быть в любом случае.

Как заметил Олег Мироненко, российский потребитель готов покупать органику, и главное для него не цена, а доверие к продукции, и только потом цена: «При нынешней цене на органику эту продукцию готово покупать только 3 процента населения. Идеальная картинка, когда разница в цене между органической и обычной продукцией составляет 15 процентов». Как подчеркнул Олег Мироненко, заметен рост числа магазинов, которые продают органику, ситуация с точки зрения недостатка органической продукции на полках меняется.

Сергей Кузнецов, директор Союза Независимых Сетей России, заметил, что крайне важно добиться доверия потребителей: «Если мы не смотрим на ситуацию глазами покупателя, то мы не добьемся доверия покупателя».

Анна Белая, бренд-менеджер направления ЗОЖ торговой сети «Азбука Вкуса», заметила, что «Азбука Вкуса» – лидер в ЗОЖ и оптимальном питании и с 2006 года привозит биосертифицированные продукты, здесь широкий ассортимент от продуктов питания до органического алкоголя. В каждом магазине сети, подчеркнула Анна Белая, есть ЗОЖ-секция. В частности, рассказала Анна Белая, «Азбука Вкуса» плотно сотрудничает с  брендом органической продукции «Углече Поле», производимой компаний «АгриВолга», и в магазины «Азбука Вкуса» поступает органическая баранина и говядина «Углече Поле».

«Более 40 процентов людей читают состав продукта. Людей беспокоят добавки. Особенно глюканат натрия. Люди не купят продукцию с ним.  Многие, более 50 процентов, также ограничивают соль, сладкое», – рассказала Анна Белая, заметив, что «Азбука Вкуса» планирует проводить большую образовательную программу, рассказывая об отличии органической продукции.  «Графический знак, который вступит в силу с 2020 года, уже известен. Хотя пока покупатели не доверяют, спрашивают, есть ли реальный контроль за производством или сертификат – это просто маркетинговый ход», – отметила Анна Белая, подчеркнув важность просветительской работы с потребителями.

  Департамент по связям с общественностью и СМИ

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий