Продовольственная безопасность России находится под угрозой

proЭксперты утверждают, что сегодня продовольственная безопасность страны находится под угрозой. Во-первых, из-за присоединения России к ВТО мы уже не можем нормально развивать сельское хозяйство, потому что находимся в условиях неравной конкуренции. А во-вторых, в силу отсутствия внимания со стороны государства к развитию реального сектора.

«Мы переходим в этот год с низкими запасами зерна, которое может привести не просто к росту цен, а к физической нехватке зерна в отдельно взятых регионах», – рассказал директор Института проблем глобализации, эксперт МЭФ Михаил Делягин, связав этот факт с тем, что Правительство не волнуют проблемы сельского хозяйства.

Отметим, что формальным критерием продовольственной безопасности является доля импорта в потреблении тех или иных видов продовольствия. «Мы даже формальным критериям никоим образом не соответствуем», – подчеркнул Делягин.

В чем причина? Почему Правительство ведет страну к продовольственной «деградации»?

Сегодня рынок продуктов питания на 60% состоит из импорта, причем доля зарубежного масла, мяса, сладостей и т.д. растет как на дрожжах. Причины такого «провизионного дефолта» разные, но носят системный характер.

Во-первых, государство не ограничивает произвол монополий. Также у нас не развивается инфраструктура, хотя инвестиции в нее вполне возможны и в рамках ВТО. К сожалению, нет и свободного доступа на рынок сбыта. «То, что мы называем монополией, обычно является криминалом, организованными преступными группировками, причем часто именно этническими группировками, тесно связанными с региональными местными властями», – пояснил Михаил Делягин.

Также «ложку дегтя» добавляет торговый монополизм. «Торговые сети вычищают обычные магазины, – рассказал экономист, – а торговым сетям в силу масштабов и логистических закупок выгоднее заниматься импортом, не говоря уже о том, что многие из них имеют иностранных инвесторов, которые продают через них свою продукцию или продукцию своих партнеров».

Еще один камень преткновения – завышение цен на всех уровнях, включая бензин и удобрения, отметил Михаил Делягин.

В то же время, исходя из «Дорожной карты Развития сельского хозяйства», разработанной инициативной группой экспертов Партии Дела, потенциал для развития сельского хозяйства огромен, но пока не используется. «Согласно официальной статистике, 40 миллионов гектаров выведены за последние 22 года из сельхозоборота», – рассказал Константин Бабкин, президент ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», лидер Партии Дела.

Для сравнения: 40 млн. га – это больше, чем вся суша Германии, с ее реками, лесами, городами. Напомним, что Германия – это великая аграрная держава. Могла ли Германия забросить все свои территории? Конечно, нет, потому что это была бы уже не Германия и лидером Евросоюза она никогда не стала бы. «А Россия забросила гораздо больше территорий, в два раза больше, чем сельхозугодия Франции», – подчеркнул Бабкин.

Получается, аграриев поставили в такие условия, что сельским хозяйством невыгодно заниматься, невыгодно выращивать пшеницу, невыгодно развивать животноводство. Возвращенные в дело 40 млн. гектаров пахотных земель – это плюс около 120 млн. тонн хлеба и несколько миллионов тонн мяса в год, не говоря уже про молоко. Это реальное избавление страны от продовольственной зависимости, от продовольственной кабалы.

Публицист и эксперт Московского экономического форума Максим Калашников сравнил траты на имиджевые суперпроекты, например, на Олимпиаду в Сочи, Мундиаль 2018 года и чемпионат по футболу СНГ с затратами на восстановление 40 млн. га пахотной земли и получил интересные результаты. Так, трамплин в Сочи, по поводу которого ругался В.В. Путин, стоит 8 млрд. рублей. Так вот, по его расчетам, один трамплин в Сочи эквивалентен возврату в оборот примерно 250 тысяч гектаров земли. Возврат в оборот 40 млн га земли – это всего лишь 160 трамплинов или 0,8 Олимпиады в Сочи, или примерно 0,8-0,9 от футбольного чемпионата 2018 года, или 8 планируемых чемпионатов СНГ по футболу.

«Может быть, пора заканчивать с экономическим «критинизмом», который откровенно разоряет нашу страну?», – ставит риторический вопрос эксперт.

Решить острые проблемы, которые стопорят развитие сельского хозяйства, призвана «Дорожная карта». Сегодня у нас дотации меньше, чем у зарубежных коллег, соответственно, о равных условиях конкуренции не может быть и речи. «В Европейский Союз, чтобы ввезти зерно нужно оплатить пошлину в размере 100% от его стоимости. Таким образом, Европейский Союз поддерживает своих крестьян. Россия же после вступления ВТО не имеет права ставить ввозные пошлины больше 5%”, – подчеркнул Константин Бабкин.

Развитие внутреннего рынка, равные субсидии, их правильное распределение, защита производителя, поддержка потребителей, адресная поддержка именно малоимущего населения, поддержка экспорта – основные направления «Карты развития». «Наши министры не защищают внешний рынок. Пример: в Египте арестовали баржу с нашим зерном, и ни один министр не приехал разобраться в ситуации. А за оружие, нефть, газ мы бьемся. А сельское хозяйство – это “так””, – возмутился лидер Партии Дела.

Для решения проблем аграриев создана общественная организация – Федеральный сельсовет, задача которого превратить крестьян в политическую силу, объединить всех, кто заинтересован в защите сельского хозяйства и поддержке крестьян, чтобы наша страна ощутила, наконец, продовольственную безопасность.

Первый съезд делегатов из всех регионов России для организации Федерального сельсовета состоится 29 мая в Москве, сообщает корреспондент портала «Агротайм» со ссылкой на пресс-службу МЭФ.

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий