О вреде токсинов для организма сельскохозяйственных животных, птицы и человека сказано достаточно много, и не наша цель еще раз акцентировать на этом внимание. Важно понимать, что токсины являются неотъемлемой составляющей любого корма, более того, они достаточно прочно связаны с кормом. Поэтому есть всего две возможности снижения МДУ для токсинов.
Первая – профилактировать размножение фитопатогенных грибов-продуцентов токсинов на этапах заготовки зерна, силоса, шротов и т.д. Этот процесс набирает скорость при увеличении влажности до 12-15%. Однако мало кто из заготовителей зерна, тем более продавцов, склонен тратить деньги на покупку дорогостоящих консервантов, да и выбор их невелик. Вторая возможность – инактивировать токсины при их высвобождении из корма в кишечнике или сорбировать их на выбранные сорбенты. Необходимо иметь в виду, что разрушение молекул токсинов возможно. Мы исследовали этот процесс и установили, что токсины как «вторичные» метаболиты являются углеродными резервами клетки и могут быть утилизированы в условиях голодания. Условием, видимо, является растущая микробиота рубца и кишечника у моногастричных, которая при существующих высококрахмалистых рационах в значительной степени депрессирована.
Что касается сорбции. Сценарий в кишечнике предполагает, что сорбенты не могут эффективно сорбировать токсины по следующим причинам:
– доля нейтрализаторов по отношению к корму ничтожно мала;
– ввиду структурных особенностей некоторые токсины обладают слабой способностью связываться с сорбентом (Т-2);
– эффективность сорбции в отношении токсинов сильно зависит от концентрации в кишечнике микро- и макроэлементов, аминокислот, витаминов, то есть значительного количества различных «сорбционных конкурентов» токсинов;
– из-за разного соотношения «сорбция-десорбция» для каждого типа токсинов.
Так или иначе, мы вправе допустить, что достаточно высокие концентрации токсинов могут попадать в русло крови и затем направляться в печень, где они повреждают гепатоциты и снижают их способность к синтезу глюкозы крови.
Коровы имеют по отношению к токсинам ряд особенностей. В 50-60е годы 20 века корова по чувствительности к токсинам занимала одно из последних мест. Это объяснялось небольшим потреблением кормов и силоса с акцентом на пастбища. Микробиота рубца и кишечника коровы при незначительном использовании концентратов обладала способностью к дезактивации токсинов. В настоящее время сильно увеличился объем рациона и, в частности, содержание в нем концентратов. За счет этого возросло как репрессирующее влияние избыточного кормления на микрофлору рубца, так и нагрузка микотоксинов, поступающих с большими объемами потребляемого корма. Условия закладки силоса даже при введении различных консервантов не могут гарантировать отсутствие развития грибов-продуцентов токсинов. Как правило, в поверхностных слоях силосной ямы развиваются грибы, и к весне концентрация токсинов становится опасной для здоровья животных. Мы многократно наблюдали случаи повышенного отхода животных и в целом резкое снижение надоев в этот период.
Таким образом, корова в современных условиях содержания намного больше подвержена воздействию токсинов, поступающих из различных компонентов рациона.
В чем заключается опасность воздействия токсинов, уровень которых слабо контролируется? Мишенью токсинов у коровы, в первую очередь, является микрофлора рубца и кишечника. Активность ее отдельных представителей играет важную роль в функционировании пропионатного пути получения глюкозы крови и, соответственно, молока. Наиболее важна активность групп бактерий лактат-утилизаторов (Selenomonas lactilytica Megasphaera elsdenii). В специальных опытах на примере культуры Lactobacillus acidophilus мы показали, что афлатоксин даже в минимальных дозах тормозит рост этой культуры. Таким образом, правильная технология управления потреблением корма, направленная на активацию роста микробиоты рубца, может быть полностью нивелирована в присутствии токсинов. Установлено также, что абортивность у коров вызывает в значительной степени зеараленон – токсин, широко распространенный в зерновых и силосе. Другой мишенью токсинов является печень, одна из функций которой – детоксикация различных токсичных для организма соединений, в избытке попадающих в русло крови. Среди них токсины различной природы, лекарственные вещества, триглицериды и др. Однако установлено, что связанные с белками токсины, попадающие с кровью в печень, повреждают гепатоциты печени, снижают их способность к синтезу специальных ферментов. Это, в свою очередь, приводит к резкому снижению скорости глюконеогенеза, происходящего в печени, то есть способности синтезировать глюкозу крови и, соответственно, к снижению молочной продуктивности.
Если правильно сформулировать основную проблему со здоровьем коров на фоне современного кормления, то это – постоянное негативное воздействие избыточного кормления, микотоксинов и иных факторов на нормальное функционирование рубца и печени, а также возникающий в дальнейшем энергодефицит и связанная с ним инсулинрезистентность.
Сегодня складывается довольно парадоксальная ситуация – с одной стороны, производители молока делают все возможное для оптимизации рубцового пищеварения с целью усиления пропионатного пути и увеличения уровня глюкозы в крови, что крайне важно для профилактики метаболических нарушений. С другой стороны, недооценка повреждающего действия токсинов в общей схеме синтеза глюкозы и образования энергии, в том числе их роли в возникновении инсулинрезистентности, сводит практически к нулю все усилия. По нашему мнению, полное устранение токсинов из рациона коровы практически невозможно. Для решения изложенной проблемы необходимо снижать концентрации токсинов в организме животного и защищать органы – мишени от их действия. Таким образом, возможно уменьшить роль микотоксинов в образовании энергодефицита и инсулинрезистентности.
Несколько лет назад мы пришли к выводу о необходимости создания специальной рецептуры нейтрализатора токсинов для коров – «Неофунгистата» с учетом решения специфических проблем, изложенных выше. Композиция такого продукта должна включать сорбенты с доказанной потенциальной способностью к связыванию наиболее опасных токсинов и гарантией снижения концентрации токсинов до безопасного (прежде всего по воздействию на микробиоту рубца) уровня. Далее, необходимо было обеспечить санацию русла крови от токсинов. И, наконец, возможно наиболее важный аспект: блокировать захват токсинов гепатоцитами. Нами было установлено, что наилучший эффект защиты обеспечивался при вводе в состав нейтрализатора токсинов антиоксидантов из класса флавоноидов. Очевидно также, что необходимо было создать две рецептуры продукта – для сухостойных коров и новотельных коров для профилактики гипокальцемии. В сложившейся ситуации мы сочли важным ввести в состав нового нейтрализатора токсинов – хром. Как известно, хром обладает способностью усиливать активность инсулина и транспорт глюкозы в ткани организма. Принято считать, что введение хрома в рацион наиболее эффективно в транзитном периоде. Тем не менее, на наш взгляд, было бы иллюзией полагать, что хром может решить проблему инсулинрезистентности в условиях острого энергодефицита у новотельных коров. Хром должен вводиться в синергидном режиме с другими регуляторами обмена, способными быстро переключать потоки углеводов на пропионатный путь получения глюкозы крови с обеспечением энергией транспорта глюкозы и ее окисления в тканях. Во многих хозяйствах мы наблюдали влияние такого сочетанного подхода на улучшение здоровья коров, снижение выбраковки, повышение надоев и оплодотворяемости (мы многократно проверили эффективность такого подхода, при одновременном применении нового нейтрализатора токсинов и комплекса «Полис»).
Созданный нами новый нейтрализатор токсинов – «Неофунгистат»- содержит в своем составе два сорбента, «работающих» в кислом и щелочном диапазонах, кальций+магний для новотельных коров, пропионат хрома, флавоноидный комплекс, протеазу, органические кислоты. «Неофунгистат» направлен на нейтрализацию токсинов, как важного повреждающего фактора в системе образования инсулинрезистентности.
Испытания нового продукта проводились в ЗАО «Гомонтово» на голштинской породе скота. Далее приведены обобщенные отчеты испытания продукта:
- Цель опыта №1 – изучение возможности влияния препарата «Неофунгистат» на лактационную кривую КРС в период раздоя, а также возможности его использования в качестве сорбента микотоксинов.
- Методика опыта. Препарат скармливался опытной группе в дозировке 50 г/гол/сут, в составе ОСР смеси, путем раздачи на кормовой стол 1 раз в сутки, согласно принятой в хозяйстве технологии кормления. В контрольной группе использовался применяемый на всем дойном поголовье известный сорбент микотоксинов. При проведении опыта исключалась смена рациона для обеих групп. Исследуемые параметры – суточный надой молока (учет ежесуточный, с помощью автоматического измерения молокомерами системы доения Афимилк), учет количества заболеваний, связанных с нарушением метаболических процессов (кетоз, гипокальцемия, заворот сычуга).
- Результаты опыта. Установлено увеличение скорости раздоя КРС в среднем с 0,7 кг/сут до 1,1 кг/сут, что позволило достичь пика лактации на 21 сутки раньше (47 сут вместо 68 сут). Продуктивность на пике лактации составила 58,1 кг/гол/сут (+ 3 кг к контрольной группе). В опытной группе за время проведения опыта зарегистрировано 2 случая смещения сычуга. В контрольной группе зарегистрировано 4 случая смещения сычуга и 1 случай заболевания клиническим кетозом. В последующие 50 суток лактации (с 70 по 120) констатировалась лучшая стабильность лактационной кривой в опытной группе, что позволило к 120 суткам лактации получить средний надой 5155,6 кг \гол\сут (+ 428,7 кг к показателю контрольной группы).
- Выводы:
Применение комплекса «Неофунгистат» в хозяйстве позволило на 57% интенсифицировать скорость раздоя коров в опытной группе, достичь на 30% раньше пика продуктивности и увеличить продуктивность в пике лактации на 5,4%, что, как известно, положительно влияет и на всю дальнейшую лактационную кривую (в среднем на 1 кг в пике лактации = 250 кг за всю лактацию). Данные, полученные за первые 120 суток лактации, позволяют предположить увеличение продуктивности на 800 кг в целом за лактацию. Данное действие «Неофунгистата», по-видимому, обусловлено его высокой сорбционной активностью по отношению к микотоксинам и отсутствием таковой по отношению к витаминам и минералам кормосмеси и в особенности кальция, который в свою очередь является одним из факторов, напрямую лимитирующих здоровье коровы после отела и, как следствие, её продуктивность. В настоящее время данный опыт продолжается с целью изучить возможности влияния данного нейтрализатора на поддержание лактационной кривой на протяжении всей лактации. «Неофунгистат» введен во все технологические группы коров (кроме контрольной) в качестве сорбента.
- Цель опыта №2 – изучение возможности влияния комплекса «Неофунгистат» на лактационную кривую КРС в условиях скармливания низкоэнергетического рациона (использование силоса из многолетних трав с содержанием ОЭ 9 МДж) путем оптимизации метаболических процессов, происходящих в печени КРС, за счет использования сорбционных и гепатопротекторных составляющих исследуемого продукта.
- Методика опыта. «Неофунгистат» скармливался 2-м опытным группам в дозировке 100 г/гол/сут в составе ОСР смеси путем раздачи на кормовой стол 1 раз в сутки, согласно принятой в хозяйстве технологии кормления. В контрольной группе использовалась стандартная дозировка 50 г/гол/сут. При проведении опыта исключалась смена рациона для обеих групп. Исследуемые параметры – суточный надой молока (учет ежесуточный с помощью автоматического измерения молокомерами системы доения Афимилк).
- Результаты опыта.
Установлено увеличение продуктивности на 0,41 кг/сут/гол (плавный рост, начиная с 5-х суток от момента начала скармливания от 0,15 кг/сут и максимальное увеличение на 11-е сутки до 0,41 кг/сут).
- Выводы:
Применение комплекса «Неофунгистат» в удвоенной дозировке (100г/гол/сут) позволило, несмотря на низкое содержание ОЭ в рационе, увеличить продуктивность коров в опытных группах без наращивания доли концентрированных кормов и применения энергетиков (растительные жиры, пропиленгликоль, глицерин и т.д.). До настоящего опыта единственным действенным путем для увеличения производства молока при скармливании силоса с низким содержанием ОЭ, являлись именно вышеуказанные два приема. Однако использование большого количества концентратов порой приводило к валообразному росту числа случаев клинического ацидоза и зачастую эффект был прямо противоположным ожидаемому. Следует отметить, что благодаря использованию кормовой добавки «Неофунгистат» в совокупности с жидкими полисахаридами «Полис», нам удалось в феврале 2017 года полностью отказаться от применения в рационах раздойных коров пальмового жира, сократив при этом выбытие животных (на 30 голов к 2016 году) и уменьшить число случаев метаболических заболеваний на 70% (30 голов в 2016 г и всего 8 голов в 2017 году).
Таким образом, на основании полученных результатов мы можем рекомендовать применение специального нейтрализатора токсинов «Неофунгистат» в следующем режиме:
– до отела – 50-100 г/гол;
– после отела – 100-150 г/гол в течение 30-60 дней;
– в случае повышения концентрации токсинов в рационе в любом периоде лактации – до 300 г/гол;
– в процессе закладки силоса для профилактики плесневения специальная форма «Неофунгистат».
ООО «НПФ «ЭЛЕСТ» – М.А. Малков, Т.В. Данькова, Н.В. Малков
ЗАО «Племенное хозяйство «Гомонтово» – Н.Г. Позднякова, А.М. Никитин
Представительство ООО НПФ «Элест» на территории Республики Казахстан — ТОО «Элест Биоресурс», г. Астана, район Алматы, ул. И. Жансугурова, д. 8, офис 41. Тел 8-701-014-53-32 (31)
Представитель по России по работе с КРС — ООО «Экомол», г. Санкт-Петербург, ул. Белы Куна, д. 32, лит. В. Тел. 8-921-919-10-12
e-mail: [email protected]
www.biosmesi.ru
Журнал «Агротайм», № 3(53) март 2018
По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:
644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203
8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,
8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,