Животноводы уже подвели предварительные итоги ушедшего года, наградили лучших, выявили ошибки, поставили новые цели. В омском регионе молочное скотоводство является основной отраслью животноводства, однако кроме этого в области активно развивается и мясное скотоводство, крепко стоит на ногах птицеводство, коневодство постепенно завоевывает свои позиции. Стабильное воспроизводство стада – непременное условие эффективности любой отрасли животноводства, а поэтому очень важно, как организовывается, ведется эта работа, какие перспективы имеет. Об итогах деятельности омских племпредприятий, о перспективах развития и особенностях работы по воспроизводству стада в 2018 году рассказала Елена Юрченко, начальник отдела животноводства и племенного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
– Елена Николаевна, как выглядит омский регион с точки зрения племенной работы, каков наш внутренний ресурс?
– Племенное поголовье Омской области составляет 25,9 тысячи условных голов. Это не только КРС молочного и мясного направления, это племенные репродукторы по птице яичного и мясного направления, коневодческие племенные предприятия. Федерация ставит перед нами показатель сохранности этого племенного поголовья вплоть до 2025 года. Если говорить о молочном и мясном скотоводстве, то это 21,5 тыс. коров, 9 тысяч из которых сконцентрировано в племенных заводах, из них 7000 коров красной степной породы, 2000 коров – черно-пестрой. К сожалению, очень мало пока у нас племенных заводов по черно-пестрой породе – всего три. Если учесть, что это наши поставщики генетического материала для репродукторов, то этого количества, конечно, недостаточно.
– Есть потенциал?
– Есть. Я уже озвучила предложение руководству. ЗАО имени Кирова сегодня на 100% соответствует статусу племенного завода. Считаю, что по итогам очередной бонитировки этому предприятию можно переквалифицироваться в племенной завод. Хозяйство качественно работает, и виден результат.
Если говорить о племенных репродукторах, то в них сконцентрировано 12,5 тыс. поголовья. Племенные репродукторы – это поставщики племенного молодняка для всех сельскохозяйственных организаций Омской области. Но реализация племенного молодняка от этой категории предприятий у нас идет, мягко говоря, пока не в достаточном количестве. На практике чаще всего эти функции выполняют племенные заводы. Они и репродукторы снабжают молодняком, и КФХ, и сельхозорганизации, и ЛПХ. Так быть не должно, необходимо менять эту ситуацию. Собственно, это одна из задач на 2018 год.
– К слову, если мы говорим о племенных предприятиях, то, вероятно, надо говорить не о килограммах молока, полученных за лактацию или за год на фуражную корову, а о каких-то других критериях. Как оцениваете работу этой категории животноводческих предприятий?
– Да, если мы говорим о племенных предприятиях, то они должны выполнять ряд особых требований, хотя бы на минимальном уровне. Первое – это производство молочного жира и белка на одну корову в год. Племенной завод должен превышать минимальные показатели от стандарта по породе на 150%. Есть предприятия, которым это с успехом удается: ЗАО «Богодуховское», СПК «Большевик», ОАО ПКЗ «Омский», ЗАО «Азовское», АО «Раздольное», ЗАО «Звонаревокутское». Но есть и те племенные заводы, работа которых вызывает тревогу.
Такая же история с племенными репродукторами, здесь, правда, требования пониже – превышать минимум по породе надо на 130%. Предприятия, которые справляются с поставленными задачами: АО «Нива», СПК «Ермак», АО «Новоазовское», ЗАО имени Кирова, ООО «Соляное», ООО «Комплекс Таврический». Эти предприятия честно выполнили свои обязательства. Но есть и такие, кто не вписывается в заданные нормативы. Наличие у них статуса племенного предприятия вызывает большие вопросы. Да, это крепкие предприятия по производству молока, но речи не может идти о племенном репродукторе при таких результатах. И качественного генетического материала мы от таких племенников не получим.
Другой основной показатель – это выход телят на сто коров. Для племенных заводов он составляет 80 телят. Если говорить о племенных репродукторах, то опять же надо помнить, что они являются основными поставщиками молодняка для области, поэтому для них выход телят даже повыше – 83 головы.
Еще один показатель, который предъявляется к племенным предприятиям, – реализация племенного молодняка. Это самая больная тема. Регион, имеющий 21,5 тысячи племенных коров, должен реализовывать 10% от маточного поголовья (10 телят на 100 коров), т.е. 2 тысячи телят как минимум. Федерация ставит для нас показатель – 8 телят на 100 коров. Наши реальные цифры – 5 телят на каждые 100 коров. А это наши деньги (субсидии) на следующий год. Наше финансирование на следующий год сократится ровно на такой же процент, на который мы не выполняем данный показатель. Конечно, можно не заниматься реализацией племенного молодняка, а пару лет пускать молодняк на ремонт собственного стада и расширенное воспроизводство, при этом увеличивая свое маточное поголовье минимум на 10%. Но есть у нас племенные предприятия, которые работают просто для себя, не увеличивая поголовье, не реализуя ремонтный молодняк.
– Но мы все умеем считать. Общий реализуемый молодняк мы делим и на это поголовье. Т.е. если оставить только те предприятия, которые честно выполняют свои функции, то их финансирование будет значительно выше? Может быть, стоит дифференцированно делить деньги?
– Конечно. В перспективе так и будет. Сегодня уже есть механизмы, способные мотивировать предприятия неукоснительно выполнять свои обязательства. Все племенные заводы, кто получал субсидию на реализацию племенного молодняка, заключали с Министерством соглашение о том, что должны реализовать не менее 10 телят на каждые сто коров. Кто не выполнил условия этого соглашения, т.е. продали 2-3-4 бычка и на этом остановились, по итогам года сдали отчеты в Министерство о невыполнении данного показателя результативности, им необходимо будет возвращать субсидии в том объеме, в котором они не выполнили этот показатель. Раньше штрафные санкции ложились на плечи регионального Минсельхозпрода, в нынешнем году впервые за невыполненные условия соглашения отвечает и конкретное предприятие – получатель субсидии.
– К племенным репродукторам по реализации племенного поголовья требования такие же?
– Абсолютно. Есть, к сожалению, у нас такие предприятия, которые лишь обеспечили сохранность своего поголовья. Племенные репродукторы зачастую забывают, что у них есть важная миссия – распространение генетического потенциала на регион. У них очень серьезная задача перед всей областью. Просто вариться в своем хозяйстве и сохранять свое поголовье – это не цель племенного предприятия.
– Есть еще один показатель для племенного предприятия – использование быков-улучшателей. Знаю, что здесь не все так просто, расскажите об этих требованиях.
– Генетический потенциал стада на племпредприятии должен быть лучшим. Как минимум 50% быков-производителей, используемых для искусственного осеменения коров и телок в стаде, должны быть улучшателями. Нет ничего хорошего, если на предприятии менее половины быков – улучшатели, но не есть хорошо и там, где их 100%. Поскольку у племенных предприятий также есть миссия – участие в оценке молодых быков. Т.е. на их базе идет оценка проверяемых быков и переоценка уже проверенных ранее производителей. Т.е. предприятия, где используют 100% улучшателей, не выполняют эту функцию. Таким образом, 50 % – улучшатели, 30% – проверяемые быки, остальные – это как раз вариант, с которым специалисты предприятия могут поработать и определиться, будут ли это импортные быки с геномной оценкой или проверенный генетический материал отечественной селекции.
Есть еще пятое минимальное требование, которое предъявляется к племенным предприятиям – количество высокопродуктивных коров в стаде. Если мы говорим о племенных заводах, то это те коровы, которые превышают все показатели минимальных требований по удою по породе. Для красных степных коров – более 6000 кг, для черно-пестрой породы – более 7000 кг молока. На племзаводе должно быть 15% таких коров.
Помимо всего уже сказанного, на предприятии должна быть организована проверка качества молока в аттестованных лабораториях, иммуногенетическая экспертиза поголовья – как реализуемого племенного молодняка, так и коров быкородящей группы.
– Предприятия один раз в пять лет получают или подтверждают свой племенной статус. Это не просто, но гораздо сложнее, на мой взгляд, соблюсти все те требования, о которых мы с вами сейчас говорили. Кто и как осуществляет контроль соответствия в промежутке между этим своеобразным «экзаменом»?
– С 2015 года системный, обязательный племенной надзор осуществляет наш отдел. За этот период проведено 20 проверок, 11 выездных и 9 документарных. Мы выезжаем на предприятия и проверяем заявленную в Распоряжении о проверке документацию или же специалисты хозяйств приезжают в Министерство с необходимым перечнем документов. Проверяем карточку племенного хозяйства, которую они сдают ежегодно на бонитировке. Не просто, конечно, ее наличие, а соответствие показателей минимальным требованиям. Оцениваем быков-производителей, используемых в стаде, планы закрепления этих быков за маточным поголовьем. Проверяем документы, подтверждающие реализацию племенного молодняка. Немаловажным требованием является квалификация работников племенного предприятия – в племенном заводе обязательно должен быть главный зоотехник-селекционер, в репродукторе – зоотехник-селекционер. И там, и там должен быть учетчик по племенному делу, официально, с записью в трудовой книжке, а не просто с устным возложением обязанностей на работника предприятия. Также при проверке смотрим наличие документов (форм) и правильность ведения первичного зоотехнического учета. И, конечно, план селекционно-племенной работы со стадом на перспективу.
– Федерация, вы подчеркнули, ужесточает требования, и вас как надзорный орган тоже проверяют?
– Более того, контролирующих органов над нами становится все больше. Проверяя предприятия, мы иногда были слишком снисходительны. Излишняя лояльность не приносит плодов, она лишь усугубляет ситуацию. В нынешнем году нет в нашем лексиконе такого понятия как лояльность к недочетам. Закрывать глаза на нарушения, даже минимальные, не будем.
– Помимо ужесточения контроля, какие еще задачи ставите на 2018 год?
– В планах на 2018 год, прежде всего, проанализировать работу племенных заводов и репродукторов и оставить те племенные предприятия, которые реально работают и соответствуют всем предъявляемым к ним Федеральным законодательствам требованиям. Нам не нужно количество, нам нужно качество. Вторая задача – наведение порядка в базах Селэкс. Для проведения мониторинга ведения племенного учета с помощью автоматизированных систем в 2018 году предприятия ежеквартально должны направлять базы в Министерство и в РИСЦ АО «Омское» по племенной работе. Третья задача – контроль учета продуктивности, то есть правильность проведения контрольных доений и определение качественных показателей молока, как на самом предприятии, так и в независимой лаборатории. Уже создана рабочая группа, куда входят представители Министерства, Омского ГАУ, АО «Омскплем», зоотехники органов АПК муниципальных районов, если будут предложения, мы включим и других специалистов. Эта группа будет проводить проверку контрольного доения. Согласно графику, без предупреждения, рабочая группа будет выезжать на контрольное доение на то или иное предприятие. Но перед выездами министерство совместно с АО «Омскплем» будет проведена учеба учетчиков по племенному делу и селекционеров племенных предприятий по правильности проведения контрольного доения.
Отдельно хочу подчеркнуть, что в нынешнем году 6 племенных предприятий подтверждают свой статус, и документы с показателями, которые не соответствуют предъявляемым Федеральным законодательством в области племенного животноводства требованиям, в Министерство сельского хозяйства РФ отправлены не будут.
– Простите, за сленг, но не завалите ли вы таким подходом региональные показатели?
– Да, один раз мы, вероятно, покраснеем в столице, но зато у нас будет 15 племенных предприятий, на 100% соответствующих своему статусу, и дальше мы будем только расти. В 2018 году выделено 185 млн рублей на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на поддержку КРС молочного и мясного направления, это более чем в два раза больше прошлого года. Я думаю, это те деньги, за которые стоит побороться, увеличить свои показатели продуктивности посредством полноценного кормления, создания комфортных условий для животных у себя в хозяйстве. И нет смысла их размазывать по тем предприятиям, которые не совсем корректно работают, обделяя тех, кто в полной мере соответствует своему статусу, затрачивая на это колоссальные силы и средства. Субсидии получат только достойные.
Журнал «Агротайм», № 1(51) январь 2018
По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:
644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203
8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,
8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,