НУЛЕВАЯ ОБРАБОТКА ПОЧВЫ. Не срывая покрова

f33dd9d797a23a2da29ed69b2cae7757Разнообразный севооборот, сидераты и правильная работа с почвенной биотой – вот три кита, на которых строится успешное использование прямого посева в хозяйстве. Об этом на международной конференции сторонников ноу-тилл в Ростове-на-Дону рассказали специалисты сразу из нескольких стран. Мероприятие подобного уровня проходило в России впервые: передовые практики из США, Украины, Бразилии и Казахстана делились своим опытом освоения нулевой технологии.

Ноу-тилл или технология, основанная на отказе от пахоты и других поверхностных обработок почвы, развивается в России уже не первый год. Однако даже те, кто решает попробовать прямой посев, зачастую быстро разочаровываются в нем. По мнению экспертов, это происходит в первую очередь потому, что аграрии до конца не осознают, насколько ноу-тилл отличается от «классического» растениеводства. А потому – пытаются «усидеть» сразу на двух стульях.

– Встроить ноу-тилл в традиционную систему, просто отказавшись от пахоты, невозможно. Нужно полностью забыть все, что знал об агрономии раньше, – так считает замдиректора ставропольского НИИСХ Виктор Дридигер. – А как у нас бывает… Фермер потерпел неудачу, и всю вину сваливает на технологию, вместо того, чтобы по-настоящему разобраться.

Отличия прямого посева от пахоты колоссальные, продолжает ученый. Взять тот же севооборот: при ноу-тилл нужно постоянно чередовать различные культуры – яровые и озимые, широколистные и бобовые, с мочковатой корневой системой и со стерневой… Не все готовы брать на себя такие хлопоты.

– Сторонники «классики» часто делают упор на одно и то же: подсолнечник, пшеница, кукуруза, – говорит Виктор Дридигер. – Чаще всего это пшеница. Но надо понимать – при ноу-тилл она не всегда будет давать высокие урожаи. И это не страшно. Экономический эффект вполне достигается за счёт других культур, благодаря общему комплексному подходу.

Еще одна популярная ошибка – это подготовка полей к переходу на ноу-тилл. Многие считают, что предварительно нужно какое-то время поработать по «минималке» – и покупают тяжелые дисковые бороны. Это фатальное решение, считает замдиректора ставропольского НИИСХ.

– Узкий диск так давит на почву, что это хуже, чем плужная подошва при пахоте, – объясняет он. – Но многотонное орудие стоит миллионы. Сразу его не выбросишь. Значит, надо работать до полной амортизации… 7-8 лет. И все эти годы ездят туда-сюда по полям. На глубине образуется просто бетонный слой. И ноу-тилл потом виноват… А нужно всего лишь провести рыхление, выровнять поле и тогда уж переходить на прямой посев. Одного года для этого достаточно.

Очень важно, чтобы тот, кто начинает осваивать прямой посев, старался развивать свое хозяйство равномерно, считает известный крымский фермер, глава КФХ «Драгми» Михаил Драганчук. К освоению ноу-тилл несколько лет назад его подтолкнуло тяжелое экономическое положение: Сакский район, где располагаются поля Драганчука, это наиболее засушливая территория Крыма. За год там в среднем выпадает 300-320 мм осадков, и даже они плохо задерживаются в почве. Толщина плодородного слоя местами достигает лишь 50-60 сантиметров, дальше начинается скала. После пахоты на таких почвах быстро развивается ветровая и водная эрозия.

Но даже в подобных сложных условиях Михаил Иванович смог увеличить земельный клин до тысячи с лишним гектаров и нормально работать. И все это благодаря прямому посеву, считает глава КФХ «Драгми». В чем же кроется секрет успеха?

– Те, кто занимается саморазвитием, наверняка слышали о «колесе жизни», – рассказывает Драганчук. – Это схема, отражающая основные элементы судьбы каждого человека: здоровье, семья, работа, личностный рост, отношения… Ни в чем нельзя допускать перекоса. Что будет, если мы занялись только работой и забыли про семью, здоровье? Такая жизнь не будет гармоничной.

По аналогии с «колесом жизни» фермер создал свое «колесо ноу-тилла». Его смысл прост: Драганчук расписал на листе бумаги все составляющие, которые нужны для хорошей работы по прямому посеву: техника, правильный севооборот, покровные культуры, борьба с вредителями, минеральные удобрения, накопление влаги и т.д. Получилось эдакое «солнце» с расходящимися лучами. Далее каждый из пунктов Драганчук оценил (поставил на «луче» отметину) по 10-балльной шкале. И соединил полученные точки. Результат оказался мало похож на «колесо». Далеко на таком не уедешь.

– В то время мы собрались вложить накопленные деньги в технику, – вспоминает Драганчук. – Сеялка была очень старая, хотели новую. Но у меня в графе «минеральные удобрения» получилось мало баллов, а «покровные культуры» – вообще на нуле. Я посмотрел на свой рисунок и понял, что если сейчас докуплю технику, но оставлю без внимания питание и травы, то еще сильнее разбалансирую систему. И мы вложились в то, чтобы выровнять наше «колесо»… Отличную новую сеялку мы, кстати, тоже недавно купили.

 

И защита, и питание

Несмотря на советы ученых, даже убежденные сторонники прямого посева не всегда используют в своей работе покровные культуры (сидераты). Объяснений этому, как правило, два: лишние затраты на семена и последующую обработку (в нужный момент рост трав обычно останавливают гербицидом, чтобы она не забила основную культуру), а также недостаток влаги. Известно, что покров конкурирует с «коммерческим» растением за влагу и питание. В результате условная пшеница или кукуруза могут якобы остаться «недокормленными». Между тем, абсолютно все выступавшие на международной конференции эксперты уверяют: введение сидератов в севооборот – это необходимый элемент прямого посева, без которого львиная доля его преимуществ может остаться нереализованной. Главный принцип здесь – в почве всегда должны расти живые корни. Так происходит в природе, к этому же должен стремиться и всякий уважающий себя (и свою землю) ноутильщик.

– Совокупность культур, находящихся на  полях от начала вегетативного периода и до конца, – это «сердце» вашей экосистемы, – говорит глава днепропетровского холдинга «Агро-Союз» Эдуард Романьков. – Включение покровных трав в севооборот увеличивает органическое вещество в почве на один процент. После минерализации он превращается в 49 кг азота. Кроме того, один процент органического вещества – это еще и дополнительно 95 тонн воды на гектар!

По словам фермера из Западного Седвика (Канзас), президента американской ассоциации «No-till on the plains» Райана Спира, покровные культуры выполняют на поле огромное количество важных задач.

– Покров позволяет улучшить круговорот питательных веществ в почве, усилить эффект от орошения. Он подавляет сорняки, нематоды, сокращает вымывание азота в почве, разуплотняет ее, контролирует эрозию… Мы используем покров на полях уже 10 лет, – говорит фермер.

Поскольку более-менее массовое освоение «нуля» в России началось не так давно (около 10 лет назад, а где-то и меньше), многие скептически настроенные сторонники «классики» (и среди них немало ученых) апеллируют к «слабой изученности темы». Дескать, даже успешная практика некоторых хозяйств – это не гарантия того, что технология пригодна к использованию. А что покажут долгосрочные исследования? Опыт американских фермеров хорош именно тем, что позволяет заглянуть «за горизонт». И многие вещи, которые открываются там, способны поразить даже искушенную фантазию российских специалистов.

…Еще один руководитель ассоциации «No-till on the plains», фермер из Южной Дакоты Рик Бибер осваивает ноу-тилл уже более тридцати (!) лет. И 18 лет из них сеет на полях покровные культуры.

– Места, где я работаю, это самый бедный округ во всех Соединенных Штатах, – говорит Бибер. – У нас выпадает 400-425 мм осадков в год. Вообще, наши почвы богаты, но из-за неправильного обращения они стали бедными. Благодаря ноу-тилл мы вернули их к жизни. Уже в 1995 году мы стали использовать очесывающие жатки. Самая первая такая жатка в Северной Америке была как раз на моей ферме. Спустя три года после того, как мы перешли на прямой посев, моя урожайность поднялась вдвое… Пшеница двигается от жатки комбайна до накопителя примерно 25-30 секунд. И это самое продолжительное время, когда на моих полях ничего не растет. Сразу за комбайном идет сеялка.

Сегодняшние показатели Бибера впечатляют: например, на кукурузе он получает до 100 ц/га. Около 90 центнеров с гектара он получал даже с 350 мм осадков в год. С пшеницей показатели скромнее, до 40 ц/га, но это не основная культура для фермера. Севооборот у него разнообразный: подсолнечник, рапс, лен, горох, просо, соя, нут и т.д. К чередованию культур Бибер подходит очень тщательно. Главный принцип – сеять не монокультуру, а «коктейль».

– В первый год мы сеем злак холодного периода, например, озимую пшеницу, – рассказывает американец. – К ней мы подсеваем три группы других культур – «тёплый» злак, и два вида широколистных – тоже «тёплые» и «холодные». Через год основная культура меняется, но подход остается прежним. Плюс к этому добавляются многолетние травы. Любой клочок земли мы стараемся использовать по назначению.

С Риком Бибером соглашается и Эдуард Романьков. Сам он не раз бывал на полях фермера из Южной Дакоты, учился у него, а также у многих других специалистов, практикующих в США прямой посев. Именно «коктейль» культур предпочтительнее сеять, нежели монокультуру сидерата, повторяет глава «Агро-Союза».

– Каждая покровная культура имеет своего «собрата» в бактериальном мире, – объясняет Романьков. – И если мы сеем смесь, то увеличиваем количество бактерий, работающих в почве. Кроме того, благодаря этому балансируется состав микроэлементов. Совокупность трав подскажет сама природа. Выйдите в поле, которое ни разу не обрабатывалось, возьмите на квадратный метр, сколько там злаковых и широколистных. Разбейте на «холодные» и «теплые». Вот вам и формула. Нельзя сказать: посей то или это. Отталкивайтесь от проблем, которые хотите решить, от конкретного участка. Если нужно разуплотнение почв, подойдет редька масличная и все крестоцветные. Быстрое накопление органического вещества – это злаковые, та же рожь, например. Соотношение углерода к азоту у них 90 к 1. Но имейте в виду: если вы сеете бобовые культуры (у них другие функции, в частности, фиксация азота), то они начнут «съедать» ваше органическое вещество.

Рик Бибер сеет сидераты со вполне конкретными целями. В первую очередь он стремится как раз-таки накопить в почве углерод и накормить почвенную биоту.

– Для меня нет разницы, какая это трава: толстая или тонкая, огромная или маленькая, – говорит американский фермер. – Главное, чтобы она была зеленая.

Есть и еще одна функция сидератов, которую весьма ценит Бибер. На нее указывает само название культур, «покровные».

Почва – это та же «кожа» земли… – рассуждая на свою любимую тему, Бибер периодически «уходит» в поэзию. – Нам не нравится, когда нам протыкают кожу, увечат ее. То же самое, когда на голую кожу попадают горячие лучи солнца или холодный дождь. Капли его падают, как бомбы. Мы должны защищать почвы от них. Это помогают сделать сидераты. Если солнце достигает земли, оно убивает почвенную биоту. Когда мы сеем покровные культуры, они охраняют почву от излишнего света и помогают сохранить влагу.

Иными словами, сидераты не только не расходуют излишнюю влагу в почве, отнимая ее у коммерческих культур, а наоборот, помогают накопить. Выступление Рика Бибера это подтвердило.

– В 2006 году у нас было очень сухо и жарко, – продолжает фермер. – За 12 месяцев выпало 200 мм осадков. К нам приехали из одного университета ученые, захотели провести эксперимент. Мы взяли остатки семян, загрузились и посеяли. Это был первый год, когда мы использовали именно «коктейль» культур. Когда на улице плюс 45 градусов, широколистные обычно сбрасывают листья. Но наш «коктейль» стоял хорошо. Он показал урожайность в два-три раза выше, чем без покровных культур.

СпирПохожую историю, только с другим поворотом сюжета, приводит и Райан Спир.

– В 2011 году мы пережили засушливое лето и решили, что не будем использовать покровные культуры, – говорит он. – И мы заплатили за это большими деньгами. Урожайность сократилась из-за того, что почва была не покрыта. Влага активно испарялась. И даже те немногие дожди, которые прошли, улетели в небо. Со временем мы заметили, что и сорняки стали выше. В итоге на полях сои без сидератов мы потратили на гектар на 75 долларов больше, чем обычно.

Сохранение влаги – важнейший вопрос для Спира (некоторые поля у него под орошением). Несмотря на то, что в его местности выпадает до 500 мм осадков, в почве из-за высокого содержания глины задерживается не более 165 мм. То есть если влагу не накапливать, она будет уходить в пустоту.

– На моих полях однажды проводили исследования специалисты по охране почв, – продолжает глава ассоциации «No-till on the plains». – Они положили на землю специальные кольца. На обычном поле такое кольцо впитало за час 391 мм влаги. Для сравнения: такое же кольцо лежало на том участке, где разворачивается техника и стоят комбайны. Там впиталось за час 22 мм воды.

Какие затраты несут американские фермеры на посев и уборку (уничтожение) сидератов и какой это дает экономический эффект?

По словам Райана Спира, его средний «чек» на покровные культуры составляет 95 долларов на гектар. Но это приносит свои плоды: сократились затраты на химию – стало меньше сорняков, не выживающих в конкуренции с полезными травами, и на орошение – повысилась влагоёмкость почв.

Мы сравнивали урожаи ржи, собранной в разных условиях, – говорит Спир. – Без орошения, но с покровной культурой она дала 5,1 тонны с га. Без покрова, и без орошения – 4,6 тонны. А с тем, и с другим – почти 5,7 тонны. Кроме того, мы уже семь лет испытываем разные покровные культуры перед соей. В среднем увеличение урожайности за этот период составило 0,62 тонны с га.

У Рика Бибера цифры такие: 37,5 доллара на сидераты для посева кукурузы. Общие затраты на гектар при подобном раскладе составляют более 730 долларов (в частности, удобрения требуют $187 на гектар, гербициды – $ 17,5 (!), семена $176, топливо $22, страхование – $37,5).

– Без покровной культуры и без удобрений мы получали на своих полях 4,9 тонны кукурузы на гектаре, – говорит Бибер. – Без удобрений, но с покровом – 5,6 тонны. При полной дозе и того и другого – 96 центнеров с гектара.

Заманчивое будущее

Как видим, даже успешные практики ноу-тилл не сразу пришли к своей сегодняшней модели работы. Система складывалась постепенно, путем проб и ошибок. Как и любая другая технология, ноу-тилл тоже проходил определенные этапы развития.

– В самом начале фермеры отказались от обработки почвы, и перед ними встала ключевая задача – как в этом случае управлять пожнивными остатками? – говорит Эдуард Романьков. – Дальше они додумались выращивать сидераты, сначала монокультуру, а потом и «коктейли». Все чаще мы говорим уже о том, чтобы выпасать животных на своих растениеводческих полях, достигая в хозяйстве полноценного синергетического эффекта. Мировые фермеры постепенно отказываются и от средств защиты. Наконец, многие не используют даже минеральные удобрения…

Понятно, что слова Романькова для большинства отечественных аграриев звучат как сказка. Животные на полях? Сеять без удобрений (не от бедности, понятно, а намеренно – получая при этом неплохие урожаи) – как это? Что это за странность? Между тем, все тот же Рик Бибер уже давно запускает скот на свои поля. И нимало не боится их потерять: наоборот, всячески подталкивает коллег делать то же самое.

Бибер– Зимой мы забираем коров с пастбища, и они пасутся на ферме, – говорит Бибер. – То есть они на выпасе круглый год. И не важно, какая температура на улице, минус тридцать или плюс сто. Мы пытаемся понять, как сделать то, что мы выращиваем, как можно более ценной едой для них. В частности, стали высевать бинарные посевы. В 2016 году кукуруза с ними дала нам 8,8 тонны с гектара. А внизу было много люцерны, если вдруг не хватит корма. Почва у нас хорошо структурирована, она упругая, на ней хороший покров. Коровы не вредят ей, а только «массируют».

Что касается удобрений, то тут тоже стоит переосмыслить многие ранее заученные «истины», считает Эдуард Романьков.

– Мы редко задумываемся о том, что дают растениям наши удобрения, – рассуждает он. – Растение живет углеродом. Но кто нам продаст его, какая фирма? И вообще – мы управляем углеродом в почве или нет? Мы пользуемся догмами, которые нам когда-то вложили в голову, и не спрашиваем себя: а так ли оно на самом деле? Я встречался с фермерами, которые выращивает 12 тонн кукурузы с гектара без ГРАММА МИНЕРАЛЬНОГО АЗОТА. Откуда они его берут? Где теория выноса питательных веществ? Ведь по идее, по учебнику, они должны истощить свои почвы. Но этого не случилось.

Как уверяет глава холдинга «Агро-Союз», изучение деятельности гриба-микоризы в почве дает объяснение тому, почему теория выноса питательных веществ не всегда корректна.

– Я услышал о микоризе от одной иностранной женщины-агронома, – продолжает Романьков. – Она копалась на наших полях, что-то искала, а потом крикнула: «О, микориза!». Оказывается, когда растению не хватает питания, оно выделяет в почву специальные вещества, чтобы сообщить об этом грибам. И они приносят питание растениям. Это как раз работа гриба-микоризы. Его бывает несколько видов. Он живет в нескольких сантиметрах от корней растений, образуя с ними целые симбиотические сообщества.

Использование микоризы для накопления питания – один из трендов современного сберегающего земледелия, утверждает Романьков. Роль покровных культур в этом процессе огромна. Но нужно, опять-таки, знать современную «матчасть».

– Горчица, например, не уничтожает микоризу, но и не способствует ее развитию, – рассказывает эксперт. – А для роста гриба очень хорош тот же овес. Если хотите помочь растениям с питанием, надо встраивать его в севооборот.

В современном аграрном мире уже нет дискуссии о том, стоит ли заниматься прямым посевом или нет, резюмирует Эдуард Романьков. Обработка почвы плугом – это давно пройденный этап. Передовые фермеры обсуждают, как лучше адаптировать нулевую технологию для своих ландшафтов. Вот что главное. А то, что за органическим земледелием будущее, это давно понятно.

– Каждый из нас выстраивает свои взаимоотношения с почвой, – добавляет еще немного «поэзии» Рик Бибер. – Практически, как с женой. У каждого агрария свои ограничения – социальные, экономические, климатические. Некоторые из них накладываются государством… Но я призываю вас верить в свои почвы. Они должны быть здоровы – в этом кроется истинная основа благополучия.

Игорь НОВОСЕЛЬСКИЙ

Журнал «Агротайм», № 2(40) февраль 2017

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

agrotime2013@mail.ru,agrotime-om@mail.ru, agrotime-reklama@mail.ru

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий