Значимость селекционно-племенной работы в животноводстве трудно переоценить. Это ресурс, направленный на развитие отрасли. И те действия, которые производились в этом секторе ранее и которые осуществляются сейчас, могут стать либо основой процветания животноводческих хозяйств, либо сложной, порой почти нерешаемой, проблемой.
В Омской области, по данным регионального Минсельхозпрода, действуют 21 племенное предприятие по разведению крупного рогатого скота, 2 – лошадей, 3 – в птицеводстве. В скотоводстве работают 6 племенных заводов и 5 репродукторов по красной степной породе, 2 завода и 6 репродукторов – по черно-пестрой, 2 племрепродуктора – по герефордской. Племенное птицеводство представлено 3 репродукторами 2 порядка, племенное коневодство -1 заводом и 1 репродуктором. Кроме того, две сервисные организации Омской области, зарегистрированные в Государственном племенном регистре, АО «Омское» по племенной работе и ООО «Сибагрокомплекс-БИО» реализуют семя быков-производителей, занимаются искусственным осеменением, оказывают хозяйствам информационную поддержку в селекционно-племенной работе.
Племенной скот в общем поголовье КРС Омской области молочного направления составляет 29,1%, мясного – 22,6%. Удои коров красной степной породы в период с 2014 по 2018 год выросли с 5408 до 6411 кг в племенных заводах и с 4984 кг до 5175 кг – в племрепродукторах. Удои коров черно-пестрой породы за этот период в племзаводах увеличились с 5950 до 6591 кг, в племрепродукторах – с 4983 до 6219 кг.
По мнению заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Ольги Громенко, динамика удоев должна быть активнее, показатели должны быть выше. То же касается и реализации племенного молодняка: в последние годы продаж за пределы области практически нет, в соответствии с нормами племпредприятия обязаны реализовывать 8% телят на 100 коров, однако с 2015 по 2018 год этот показатель колеблется от 3,5 до 4,5%. Соответственно, возникает резонный вопрос: если организация не выполняет одно из основных обязательств целевого индикатора, достойна ли она племенного статуса и государственной поддержки. Между тем, деньги на субсидии направляются немалые.
– 2018 год был беспрецедентным по выплатам – более 216 миллионов рублей, – подчеркивает Ольга Васильевна. – Племпредприятия должны показать рациональность и эффективность использования этих дотаций. На 2019 год на субсидирование племенного маточного поголовья запланировано 94,7 млн рублей. Сумма может быть выше, но надо опять-таки доказать результативность племенной работы. Не следует думать, что субсидии приходят на хозяйственные нужды предприятия, нет, они целевые, направленные на определенные задачи.
Кстати, впервые в текущем году перечень предприятий на получение этой меры господдержки утверждается Правительством Омской области.
– Какие бы цели ни преследовали племпредприятия, итог их работы – жизнь на селе, – уверена Ольга Громенко. – Не раз уже говорилось, что, если не будет животноводства – село умрет; село не будет развиваться, если это животноводство будет иметь низкий генетический потенциал, если не будет получать ту экономическую выгоду и стабильность, которые обеспечат достойный уровень оплаты труда работников. Не будет процветания, если каждый на своем месте не будет решать амбициозные задачи. Именно амбициозные. Не должно быть работы ради работы. Надо решать проблемы, а не маскировать их.
В противовес тем, кто считает животноводство рудиментом, заместитель министра приводит данные, наглядно показывающие прямую зависимость эффективности производства молока от поголовья коров, удоя на фуражную корову, от валового объема молока. Чем эти показатели выше – тем прибыльнее отрасль. Между тем, в Омской области еще есть ряд сельхозпредприятий, где удой на фуражную корову в 2018 году составил 1010-3126 кг. Для них это серьезный повод задуматься над результативностью своей работы, а племенной материал АО «Омскплем» и племпредприятий региона вполне может стать ресурсом для возрождения и дальнейшего развития животноводства. Причем важно развивать породы, адаптированные к местным условиям.
В этом уверена и Ирина Турбина, заместитель генеральный директора по племенной работе АО «ГЦВ». Однако уже сейчас нужно принимать меры, направленные на сохранение отечественного генофонда племенного скота.
– В 2015 году ФАО обсуждались программы сохранения отечественных популяций. Как оказалось, даже в Африке есть такие программы. Наша страна со времен Союза их не обновляла. Только в 2017 году была принята Дорожная карта, а позже пролонгирована до 2020 года, в которой есть пункт о разработке ведомственной целевой программы по сохранению и совершенствованию генофонда КРС отечественной селекции. Тогда и вспомнили, что наша селекция есть, но фактически программа разработана для животных, которые сегодня находятся на грани исчезновения, – отмечает Ирина Сергеевна. – Сегодня кажется, что такие известные породы мирового разведения, как голштинская, датская, бурая швицкая, заполонили хозяйства. Оказалось, что эти мировые породы занимают всего 27 %, в т.ч. 16,3% – голштины. Остальные 72,7% – отечественные, причем 1,7% – это те, на которые направлена программа по сохранению генофонда, породы на грани исчезновения (например, скота тагильской породы осталось 100 голов, красногорбатовской – 400 голов). Стоит ли? Успеем ли спасти?
Отечественные породы скрещивались с импортными с целью улучшения, продолжает Ирина Турбина, но оказалось, что заграничный скот не приспособлен к нашим условиям, особенно сибирским. И в итоге не всегда достигается желаемый процент улучшения. А во-вторых, возникает вопрос, к какой породе относить буренку с 98% прилитой крови. Вроде по кровности это уже не то, с чего начинали, а по материнской принадлежности – к примеру, та же красная степная. Что делать? Такая корова редко способна к самовоспроизводству. Должны быть выведены внутрипородные быки-производители, которые будут нести в себе основной набор тех положительных качеств, которые закреплены в типе. Но, по большому счету, многие типы сейчас не имеют быков-производителей.
– Чтобы не потерять красную степную, нужно сегодня принимать соответствующие меры. Все животные должны соответствовать достоверности происхождения, необходимы быки-производители, важно поддерживать кровность на определенном уровне. В целом племенная работа заключается в том, чтобы включить ген для достижения продуктивности, – подчеркивает Ирина Сергеевна. Она рекомендует руководителям хозяйств просчитывать рентабельность голштинизации – добившись повышения кровности, какой они получат результат, сколько потратят на ветеринарию – хватит ли молока, чтобы «отбить» затраты.
Задумываться об экономической эффективности призывает и Нина Комбарова, к.б.н., главный технолог АО «ГЦВ», особенно при выборе сексированного семени. Она рекомендует учитывать стадо, его физиологическое состояние и оплодотворяющую способность быка-оплодотворителя, помнить о том, что больше всего сексированным семенем осеменяются телки. Согласно официальной статистике, сексированное семя теряет в результативности по сравнению с обычным. Выход телок увеличивается только при повторном осеменении. Но насколько это выгодно хозяйству экономически? Нина Анатольевна приводит такой прогноз выхода телок:
– в случае использования обычного семени – 50% от реального выхода телят,
– в случае использования сексированного семени: реальный выход телят минус 20% (сниженная оплодотворяющая способность), минус от 6 до 10 % (иногда более) бычки, минус мертворожденные и аборты…
Побывавший впервые в Омской области и посетивший ряд племенных хозяйств генеральный директор ГЦВ Сергей Шеметюк уверен: чтобы у предприятия была больше прибыль – нужен порядок во всем. А в племенном животноводстве особенно важно следовать правилам.
– Может, они и не идеальны, но если честно и добросовестно выполнять требования – результат будет. Подсчитайте, сколько вы тратите средств на корма, содержание, ветеринарное обслуживание, налоги и зарплаты – проанализируйте. И помните: 50% вашего успеха – кормление, – обращается к животноводам Сергей Шеметюк. – В условиях сибирского рискованного земледелия заготовить хороший корм – почти подвиг. Однако ваше производство – завод по производству молока, и вся цепочка должна работать качественно. Животноводство не обязаловка. Это смысл жизни, рабочие места. Я готов слышать проблемы и оказывать содействие на федеральном уровне. Мы не можем существовать отдельно, нужно вместе работать на улучшение положения в отрасли. Важно двигаться дальше и показывать опыт за пределами страны.
Журнал «Агротайм», № 6(68) июнь 2019
По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:
644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203
8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,
8-951-416-92-43, 8-913-645-49-26,