2018 год объявлен в Омской области Годом плодородия. Вопросу сохранения и улучшения почвы в регионе уделяется повышенное внимание. В рамках выставки «АгроОмск» прошло расширенное совещание с участием представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, ученых, сельхозтоваропроизводителей региона, представителей компаний-производителей минеральных удобрений.
Как отметил, открывая совещание, глава Минсельхозпрода области Максим Чекусов, обстановка в полеводстве пока стабильная, несмотря на финансовые трудности, с которыми пришлось столкнуться: падение цен на зерно и молоко, рост цен на дизельное топливо и бензин. Тем не менее, по объему закупленных удобрений в текущем году Омская область вышла за пределы прошлого года. А в 2017 году регион показал их прирост в полтора раза.
– Останавливаться на достигнутом мы не собираемся, продолжаем вести работу по агрохимическому обследованию, субсидируем его, обрабатываем пакеты документов и выплачиваем субсидии по минеральным удобрениям, – отметил министр. – Есть ряд трудностей. В частности, реестр минеральных удобрений, который значится на сайте Министерства сельского хозяйства России, не обновлялся уже несколько лет и ряд новых удобрений выпал из поддержки. Надеемся их туда вернуть в ближайшие неделю-две.
Максим Чекусов также напомнил о том, что в регионе в настоящее время продолжается оцифровка земель сельскохозяйственного назначения – эта работа должна быть завершена до 2020 года, что позволит планировать и эффективно использовать все имеющиеся ресурсы. Здесь важно понимать, за счет чего можно достичь высокого качества урожая. Многие аграрии региона, стремясь к высокому качеству своей продукции, уходят от чисто зернового направления. Ряд предприятий сеет всего 30-40% зерновых, отдавая предпочтение другим культурам, обращая внимание на севообороты. «Конечно, там, где сеем пшеницу по пшенице, никакой эффективности мы не добьемся», – уверен Максим Чекусов. Особое внимание он обратил на внесение азота в почву. «Не раз отмечалось, что в паровых полях азота не хватает. Нет азота – нет качества зерна, соответственно, не будет и цены на зерно», – построил цепочку глава министерства. По его словам, те, кто имеет клейковину за 30, без проблем продают свой урожай.
О важности внесения минеральных и органических удобрений говорили и выступающие. В частности, врио директора Омского аграрного научного центра Василий Бойко отметил, что сохраняется проблема с внесением азота и фосфора, по калию проблем меньше в связи с его высоким содержанием в почвах региона. Бывают небольшие колебания, но в любой год в почве есть дефицит азота. При этом он отметил, что ежегодно наблюдается небольшой рост по использованию минеральных удобрений.
– Резкого рывка мы не сможем сделать в применении минеральных удобрений, хотя движение объективно будет в положительную сторону, тем не менее, нужно пользоваться хотя бы более доступными биологическими ресурсами, – уверен Василий Сергеевич. Необходимо грамотно их использовать, уверен ученый, тогда производство будет на более высоком уровне, соответственно, будет и результат.
В вопросах выращивания качественного урожая важны любые детали, многие из которых приносят результат далеко не сразу. Василий Бойко обратил внимание, что за последние 10-15 лет значительно увеличилось количество соломы, оставленной в полях. Здесь идет и процесс утилизации незерновой части урожая, и в то же время в почве идут положительные процессы, в отдаленном режиме это принесет пользу, но в сочетании опять же с минеральными удобрениями, – пояснил представитель Омского АНЦ. Он также отметил, что для достижения эффективного результата важно соблюдать все технологические моменты и рекомендации, предложенные учеными.
В свою очередь начальник отдела мониторинга и агрохимического обследования почв ФГБУ «Центр агрохимической службы «Омский» Александр Шмидт рассказал, что для хорошего урожая весьма важным является качество почвы, на которой этот урожай выращивается.
– Хорошие почвы должны быть структурными, в них легко проникает воздух, хорошо впитывается влага, работают микроорганизмы. Рыхлая почва должна быть. Плотная почва затрудняет водно-минеральный обмен, плохо удерживает влагу и легко подвергается эрозии, – отметил Александр Генрихович. – Основной показатель, который влияет на вышеназванные факторы и свойства почвы, – это гумус. Чтобы все показатели были в хорошем состоянии, надо его увеличивать. Основной источник гумуса в почве – это органические удобрения. Гуминовые кислоты склеивают почвенные частицы, образуют комковатую структуру, соответственно, эти комочки лучше противостоят разрушению, лучше держатся. На высокогумусированных почвах действие минеральных удобрений усиливается.
По данным ученых, за 12-13 лет активного сельскохозяйственного использования потери гумуса на почвах северной зоны достигают 40%, в черноземах – до 7%. Представитель агрохимслужбы подчеркнул, что не стоит забывать о соломе как основном источнике гумуса: 1 тонна соломы примерно равна 3,5 тоннам органического удобрения.
О важности применения органических удобрений говорили и другие выступающие. В частности, заведующий кафедрой агрохимии Омского государственного аграрного университета Игорь Бобренко отметил, что необходимо использовать отходы птицеводства и животноводства для получения удобрений.
– В Омской области достаточно большое число сельскохозяйственных животных, и, по нашим подсчетам, отходы от их содержания составляют более 4 миллионов тонн, в которых содержатся элементы питания, необходимые для повышения плодородия почв, – рассказал ученый. – Химический состав органических удобрений – очень разный. Самое концентрированное удобрение – это птичий помет, менее концентрированный – это жидкая фракция свиного навоза. Когда мы вносим органическое удобрение, то влияем на содержание в почве основных элементов питания. В частности, азота. Птичий помет в большей степени влияет на содержание основных элементов в почве. Если мы улучшим фон по плодородию, соответственно, улучшается ряд качественных показателей урожая.
Действие органических удобрений можно улучшить с помощью применения минеральных удобрений, подчеркнули выступающие.
При этом возникает проблема с правильным хранением органики. Как отметил руководитель ЗАО «Иртышское» Анатолий Беззубцев, надзорные органы по сей день очень лояльно относятся к складированию навоза, но ситуация может резко измениться. Законодательная база для этого есть. Причем изменения уже начались. В частности, по словам Анатолия Васильевича, изменилась технология строительства и подготовки площадок для хранения органических удобрений: если раньше в соответствии с ГОСТом достаточно было сделать глиняный затвор, то сейчас заставляют делать бетонную площадку. Глава птицефабрики «Иртышская» поделился своим успешным опытом земледелия:
– В течение 20-ти лет мы работали пшеницей по пшенице, и большую часть времени сеяли пшеницу одного сорта, и получали урожай всегда достаточно хороший. В последнее время мы изменили немного технологию, ввели еще рапс и лен, и получили урожай повыше. Урожайность в последние годы – 35 центнеров с га, и это на полях, где очень легкие почвы. Мы в обязательном порядке два раза в год исследуем почву в агрохимцентре «Омский». Два раза в год – осенью и весной – вносим на поля органические удобрения. Кроме того, в обязательном порядке при посеве используем еще и минеральные удобрения.
О разнообразии в мире минеральных и органических удобрений собравшимся рассказал представитель кемеровского Центра передового земледелия Евгений Горбунов. Центр был создан для работы с жидкими удобрениями.
– Новые формы удобрений созданы для того, чтобы влиять на развитие растений в любую фазу. Если мы говорим об азотных удобрениях, то в настоящее время наш завод представляет два вида. В первую очередь – аммиак, который в советские времена применяли, и на сегодняшний день это возобновляется. Это высококонцентрированное удобрение, которое содержит 82 % действующего вещества, и когда мы вносим его в почву при температуре 10 градусов, он не вымывается, если температура идет на понижение. То есть, мы осенью внесли и уверены, что до весны, до повышения температуры почвы, у нас азот никуда не денется. Когда земля прогревается, азот из аммиака начинает переходить в доступную форму и практически действие продолжается в течение 40 дней, – рассказал Евгений Горбунов.
Еще один вид удобрения – карбамидно-аммиачная смесь, главное преимущество которой – пролонгированность действия. Удобрение содержит три формы азота: нитратную, аммонийную и амидную. Растение получает здесь и сейчас подкормку – это нитратная составляющая, то есть утром внесли удобрение, а вечером уже начинается его действие. Вторая часть в зависимости от температуры и увлажнения начинает действовать через неделю. Амидная форма – самая долгоиграющая, она начинает действовать в течение 10-12 дней. Таким образом, одно внесение обеспечивает до двух недель обеспеченности азотом. Это, в свою очередь, позволяет влиять на растение по необходимым фазам.
Применяя органические удобрения, не следует забывать об экологической составляющей, уверен представитель Россельхознадзора Виктор Горемыкин:
– Свежий навоз вывозится и складируется в полях для накопления и хранения, а в последующем – для внесения в почву в качестве удобрений. Данный вид отходов по степени влияния на окружающую среду и критериям вредного воздействия на нее относится к третьему и четвертому классу опасности соответственно. Вместе с тем данный вид отходов может быть не загрязнителем окружающей среды, а обогатителем почвы, но при соблюдении определенных условий. Сырье для производства органических удобрений классифицируется в специальном классификаторе, утвержденном Минприроды России. Складирование навоза твердой и жидкой фракции осуществляется в навозохранилищах на специально оборудованных площадках в строгом соответствии с федеральным законом об охране окружающей среды.
В завершение совещания перед собравшимися выступили представители фирм–производителей удобрений. В частности, Григорий Макаров (агрохимическая служба ООО «ФосАгро-СевероЗапад») рассказал о производстве удобрений, которые могут применяться при выращивании масличных культур. Компания производит удобрения, содержащие фосфор, азот, калий и серу. Последняя увеличивает количество масла, тургор растений и рассчитана в производимых удобрениях в том количестве, которое необходимо в соотношении с макроэлементами.
Представитель в Омской области производителя удобрений ООО «Агротех Гумат» – директор ООО «Русско-Полянская МТС» Марина Марченко поделилась с собравшимися информацией о гуматах, производимых только в Иркутской области, поскольку именно там находятся залежи особого вида бурых углей, на основе которых и производятся гуматы компании «Агротех Гумат». Уголь имеет более древнее происхождение, чем, например, торф и сапропель, и поэтому формула удобрения из угля является более устойчивой и эффективной.
– Эти препараты по своему действию являются органоминеральными удобрениями, и лить их просто на глаз, как захочется, нельзя, нужно строго соблюдать дозировку. Продукция предприятия «Агротех Гумат» используется по всему миру – от Эквадора до Китая, есть опыт их использования и у омских земледельцев, – подчеркнула Марина Викторовна.
Еще одно предприятие – группа компаний «Тотем». Её директор Владимир Мурашов рассказал о заводе в Ишиме, где производятся туковые минеральные удобрения путем механического смешения:
– Под конкретное поле исходя из почвенного анализа можем подобрать конкретную формулу удобрения. Завод построен в Ишиме в 2016 году, с импортным оборудованием, есть склады и цеха, гарантируем сохранность продукции, можем организовать доставку. Качественное смешение компонентов на высоком уровне.
Подводя итоги совещания, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дрофа подчеркнул, что нужно остановить снижение плодородия почв в Омской области и стремиться думать о его воспроизводстве.
– Процессами земледелия нужно управлять, применяя органические и минеральные удобрения, вопрос качества сельхозпродукции стоит сейчас очень остро, – подчеркнул он. Учитывая тот факт, что этим вопросом занимается сообщество ученых, чиновников и земледельцев, можно рассчитывать на высокие и качественные урожаи в омском регионе.