Развитие  села. Жить  комфортно  и  достойно

DSCN3582 копияВ России утвержден план реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий на 2018−2020 гг. Соответствующее распоряжение подписал в конце января премьер-министр.

Сама Стратегия устойчивого развития сельских территорий рассчитана на период до 2030 года. В документ заложен целый ряд направлений. В частности, предусмотрено повышение качества медицинской помощи сельскому населению, привлечение молодых специалистов для работы в сельской местности, строительство школ. Кроме того, в российских селах планируется развивать дорожную сеть и улучшить транспортное обслуживание населения. Реализация очередного трехлетнего плана позволит создать благоприятные социально-экономические условия для развития сел, обеспечить занятость и повысить качество жизни сельского населения страны. В региональном отраслевом Министерстве Омской области с прошлого года  воссоздано Управление развития сельских территорий, которое как раз и призвано заниматься развитием социальной и инженерной инфраструктуры в районах Омской области. О том, что уже сделано, и о планах на 2018 год рассказал директор нового структурного подразделения Асиф Алекберов.

– 14 человек, среди них экономисты, строители и юристы – таков сегодня численный состав вашего учреждения. Асиф Аласкарович, какие задачи ставит региональное правительство  перед вновь воссозданной структурой  «Управление развития сельских территорий»?

– Мы сопровождаем все строительные проекты на селе, начиная от изучения потребностей в них до сдачи их в эксплуатацию. В свое время, когда ликвидировали Управление, главы районов и  поселений писали, со всех трибун говорили о том, чтобы этого не делали, потому что именно Управление и занималось содействием обустройству сел. Министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Максим Чекусов совместно с заместителем губернатора, курирующим отраслевое министерство, настояли на том, чтобы восстановить такую структуру, для того чтобы анализировать ситуацию, держать руку на пульсе, максимально использовать все имеющиеся ресурсы.

Мы анализируем ситуацию и финансируем туда, где низкая социальная и инженерная инфраструктура. Но в первую очередь стараемся помочь тем поселениям, где есть сельхозпредприятия, где людям перспективно оставаться, где есть самое главное – возможность трудоустройства.

– Многие сегодня считают саму идею устойчивого развития сельских территорий утопической, не имеющей смысла. Каково лично ваше отношение к стоящим задачам и реальной возможности их решения?

– Та картина, которая сложилась, возникла не вчера и не сегодня. Но я убежден – село может и должно развиваться. Более того, это вполне мотивированная потребность. Омская область – аграрный регион, и если у нас не работать над развитием села, то в принципе надо ставить вопрос о существовании территории. Мы развиваемся, и развиваемся с ускорением. Уже в 2017 году перед нами поставили серьезные задачи, и каждый желающий может зайти на сайт регионального Минсельхозпрода и посмотреть, что мы практически все их перевыполнили процентов на 30-40. Провели большой объем строительных работ. Построили 36,7 км внутрипоселкового газопровода, 34,4 км водопроводных сетей, сдали 6 тысяч кв. м жилья.

Яркий пример. Буквально в этом месяце состоялась торжественная церемония пуска природного топлива в деревне Гринск Черлакского района. Здесь в конце 2017 года завершилось строительство распределительного газопровода. Протяженность газовых сетей составила более 6 км. На реализацию проекта потрачено 2,57 млн рублей из федерального бюджета и 1,3 млн рублей из областной казны. Данный газопровод позволит полностью газифицировать деревню – подключить к голубому топливу 112 семей. Кроме квартир и домов селян, газ подведён также к социальным объектам – школе и клубу.

И в перспективе уменьшать объемы работы мы не намерены. Губернатор ставит задачи максимально использовать федеральный ресурс, т.е. участвовать во всех программах.

– Когда вы говорите о сопровождении,  я так понимаю, это и контроль качества в том числе?

– Прежде всего, мы контролируем целевое расходование средств. И, конечно же, качество контролируется на всех этапах полностью. На этапе подготовки конкурсной документации при взаимодействии с администрациями муниципальных образований и Главным управлением контрактной системы мы настаиваем на включении нескольких этапов выполнения работ. Например, если объект стоит 10 млн руб., то это три этапа финансирования и три этапа контроля. Мы выезжаем не менее трех раз на объект, проверяем качество работ подрядчика и, соответственно, даем заключение. Вплоть до того момента, когда получим акт ввода в эксплуатацию.

– Если случаются промахи и сданные объекты не могут эксплуатироваться в полной мере, то вы как организация, которая осуществляла контроль, какой объем ответственности берете на себя, и самое главное – какие действия осуществляете?

– Здесь не нужно придумывать ничего нового. Существует система работы. Надо сказать, что сбоев по качеству строительства индивидуального жилья практически не бывает. А вот что касается газопроводов, водопроводов и дорог, то это уже муниципалитет строит, торгует через ГУКС, заключает контракт с подрядчиком. И во всех контрактах есть пункт – гарантия 5 лет. И если в течение этого времени, как вы говорите, что-то пошло не так, то мы выступаем посредниками в этом процессе, т.е. помогаем муниципалитету вести претензионную работу, в которой говорим: будьте добры исправить недоработки за свой счет. Наше присутствие в процессе избавляет заказчика, в случае каких-то неполадок, от необходимости бегать по судам, а подрядной организации не оставляет  никакой лазейки для того, чтобы уйти от ответственности.

– Когда принимается решение о том, на что пустить тот или иной финансовый ресурс, то что является более сильным аргументом: наличие в поселении крепкого хозяйства или все же рентабельность строительства того или иного объекта? Есть ведь крепкие хозяйства, которые так удалены от регионального центра, что строительство к ним дорог или газопроводов обойдутся казне очень недешево. Яркий пример  – СПК «Большевик» Полтавского района. Из-за отсутствия дорог продукция, производимая здесь,  резко увеличивается в цене, газификация  для них – несбыточная мечта, есть проблемы с электроэнергией, но это сельхозпредприятие, которое может служить примером для многих. Все выше перечисленные блага цивилизации и для них, и даже для региональной казны баснословно дороги, и, наверное, дешевле построить три дороги и два газопровода к селам вблизи областного центра. Но ведь село живет, предприятие производит продукцию. Как решаете такие дилеммы?

– Районы нам сообщают о своей потребности, мы все анализируем, в том числе и то, сколько и каких сельхозпредприятий мы можем благоустроить строительством того или иного объекта. Если взять конкретный пример, то СПК «Большевик» – довольно большое хозяйство, и в этом направлении есть еще несколько сельхозпредприятий, и они все, действительно, нуждаются в государственной поддержке такого рода. Есть у нас такая подпрограмма «Реконструкция подъездных дорог к предприятию». В 2017 году мы построили 19 км подъездных дорог, к 13 объектам подъездные дороги будут построены в 2018 году. Для СПК «Большевик» проект готов, сейчас документы сданы в ГАСН, и в 2019 году такой объект им будет построен. Конечно, мы не сможем решить все вопросы сразу, но обо всех слабых местах знаем и постепенно будем их закрывать.

– Насколько бы высоки и благородны ни были наши желания и планы, если нет необходимого ресурса или его недостаточно, то и планы и желания останутся только планами и желаниями. Каким ресурсом располагаете вы как управление и, соответственно, село в своем развитии, и каков  источник этого ресурса?

Средства, на которые может рассчитывать село, – это консолидированный бюджет. Он состоит, прежде всего, из средств регионального бюджета, федеральныхденег и средств местного бюджета, конечно, в той степени, в которой последний имеет возможность принимать участие в различных программах развития, но не менее 5% от стоимости объекта, который строится. У меня нет сомнения, что у омского села есть будущее, потому что политика государства сегодня направлена на это. И Москва за это болеет, и руководство региона прикладывает к этому максимум усилий. Пусть небольшими шагами, но мы уверенно идем вперед. Так, например, бюджет на развитие села в 2018 году увеличен на 7 % относительно прошлого года. Это 177 млн рублей, из них 75 млн – федеральный бюджет, 102 – областной.  На эти деньги будет построено 100 домов, 23,6 км внутрипоселкового водопровода, 18,6 км газопровода, построено одно плоскостное спортивное  сооружение и две спортивно-игровые площадки. К 13 сельхозпредприятиям будут построены подъездные дороги.  62 км внутрипоселковых дрог будут отремонтированы.

– Сельхозпроизводства, в особенности крупные, ведь тоже должны быть заинтересованы в том, чтобы село развивалось, чтобы люди не только оставались на своей малой родине, но и приезжали в село из других мест. Насколько они готовы сегодня инвестировать собственные средства в развитие села?

– Таких примеров более чем достаточно. АО «Нива», КФХ Белимов, АСП «Краснодарское». Они строят дома для своих специалистов, спортивные площадки. Боле того, если в селе есть сельхозпредприятие, то вне зависимости от того, реализуется ли здесь какой-либо проект, руководство всегда осуществляет какую-то деятельность по благоустройству и развитию территории – строят детские площадки, ремонтируют ФАПы.

Очень много зависит от активности глав сельских поселений, от их умения работать с бумагами. Для того чтобы собрать нужные документы, нужны определенные знания, но наше управление готово прийти на помощь тем, кто берется за это дело. Будет желание и готовность на местах – мы протянем руку помощи и вместе сделаем жизнь нашего села лучше.

Надежда СОЛОДКОВА

Журнал «Агротайм», № 2(52) февраль 2018

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected], [email protected],  [email protected]

 

 

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий