Качественные корма: кому и зачем это нужно? И нужно ли?

DSC_0261Правильно накормленные коровы более эффективно выполняют свои сельскохозяйственные задачи. Это постулат. Не ставлю перед собой задачу рассказывать на страницах отраслевого журнала опытным профессионалам, в большинстве своем имеющим профильное образование, о том, какие бывают виды кормов, об их специфике, о том, как их лучше выращивать, когда убирать и закладывать на хранение. Это базовые знания, которые есть у всех, кто занимается животноводством. Заготовка качественных кормов является одним из главных вопросов ведения продуктивного животноводства.

Но тогда  почему люди, которые все это понимают, которые не один год в отрасли, ежегодно в одно и то же время озвучивают и обсуждают  одну и ту же проблему: Почему опять заготовили некачественные корма и, как результат, недополучили молоко?

Решения не существует в принципе? Но тогда зачем озвучивать эту проблему, обсуждать этот вопрос? Или, может быть, не те люди обсуждают? Или обсуждают как-то не так?

Такие  вопросы мы задавали нашим экспертам.

 

Тем, кто стремится к развитию, государство готово помогать

Николай Дрофа, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области:

– Если говорить о производстве качественных кормов в хозяйствах региона, то ситуация, естественно, развивается по-разному. Есть хозяйства, которые имеют преходящий запас кормов. Есть даже те, кто имеет годовой запас. Это «Знамя», «Нива»,  «Соляное», «Тритикум». Т.е. те руководители, которые  думают и работают над технологией приготовления кормов, имеют всегда хороший запас, и это, безусловно, качественные корма.

Так, конечно, не везде, есть и те, кто показывает низкую производительность. Ежегодно мы изучаем ситуацию, делаем анализ, по каким причинам это происходит. Работаем с ними, проводим обучающие семинары, пишем рекомендации. Если, к примеру, мы видим, что период закладки сенажей затянут, значит, не хватает техники. Эта ситуация не остается без решения. Для того чтобы корма заготавливались хорошего качества,  вовремя и оперативно, областным правительством было принято решение о поддержке техперевооружения в том, что касается кормозаготовительной техники. Из бюджета региона выделено 85 млн рублей для того, чтобы сельхозтоваропроизводители могли приобрести технику, 50 % стоимости которой  им компенсируется.  Сегодня уже большая часть этих средств выдана, благодаря чему хозяйствами приобретено более 30-ти единиц техники. Естественно, такая работа проводится для того, чтобы  заготавливать хорошие корма и, как следствие, увеличивать рентабельность сельского хозяйства региона.

Кроме того, мы думаем и о технологиях. И сегодня уже активно ведется заготовка высокоэнергетических кормов путем применения технологии плющения зерна кукурузы. Таким образом, технику усилили, технологию прогрессивную внедрили, теперь перешли к культурам. Сегодня целесообразно поменять сорта. Мы традиционно сеем трех-, четырехкомпонентные смеси. Некоторые хозяйства не подбирают культуры по периодам вегетации. Чтобы растения в кормовой смеси достигли фазы созревания одновременно и в оптимальные сроки, необходимо подбирать сорта культур с одинаковым вегетационным периодом.

Все это нужно делать, но, к сожалению, делается это не всегда. Причины и объективные, и субъективные. Где-то нет профессиональных кадров, таких, которые могли бы реально все эти процессы организовать. Многие работают по старинке – так легко, привычно, так проще. Иногда это просто элементарная халатность. Но есть хозяйства, где люди готовы работать качественно, но нет ресурсов необходимых. Вот этим мы готовы помогать. Сегодня есть пятипроцентные кредиты, которые реально дают возможность сельхозтоваропроизводителю перевооружиться. Сегодня у нас в области заложены НИОКРы по кормопроизводству, например, по тому же плющению зерна. Здесь мы закладываем опыты, которые потом дают возможность проследить, как влияет такой корм на физиологию животного, какой привес и какая отдача по молоку. Анализ, поиск причин и способов изменить ситуацию – наши задачи, и мы над ними работаем. Кто хочет развиваться, тот идет по этому пути, и государство, в нашем лице, идет им навстречу, протягивает руку помощи.

 

 

Субсидировать надо качественную продукцию,

а крестьянин сам знает, что ему для этого нужно

Константин Таскин, представитель компании «KRONE» по Сибири и Дальнему Востоку, консультант-зоотехник:

– Для того чтобы обеспечить хозяйство качественными кормами, нужна современная высокопроизводительная техника, чтобы уложиться в оптимальные агросроки. Это очевидно. Очевидно и то, что не у каждого крестьянина сегодня есть возможность купить такую технику. С одной стороны, у вас в регионе сделали субсидирование на приобретение кормозаготовительной техники. Это хорошо. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. В омском регионе есть хозяйства, которые хотят и готовы купить высокопроизводительную технику. А политика государства направлена на импортозамещение. Крестьянин он и считать и читать умеет, он понимает, какая техника ему нужна для того, чтобы эффективно и вовремя заготовить корм. А государство ему своей «поддержкой» ограничивает право выбора средств производства. Импортная, конечно, дороже нашей. Но вовсе не только потому, да я бы даже сказал – совсем не потому, что доллар «подскочил», а потому что технологии там другие совершенно. Крестьянину говорят, возьми наш российский комбайн, а он отвечает, у меня есть уже такие, но они не справляются с задачей. А если другой возьмешь, –  продолжает мотивировать государство, – то помощи от нас не жди. Так если государство хочет, чтобы производитель повысил качество кормов, а значит и рентабельность животноводства, то так и ставьте задачу. Не надо ее подменять задачей – купить технику российского производства.  Мотивируйте, стимулируйте  производителя животноводческой продукции на то, чтобы он нашел правильный способ повысить продуктивность коровы, т.е. заготовил нужное количество правильного корма, а не на то, чтобы он поддержал отечественного машиностроителя. Это другая задача, и решать ее должны другие люди.

Когда крестьянин принимает решение о способе заготовки кормов, он рассматривает все варианты, но российской техники на сегодняшний день под его задачу, бывает, не выпускают. А импортная – только без поддержки. Получается, задача общая – повысить производительность, улучшить качество кормов, а решать ее он должен сам. Ему говорят: повысь производительность, т.е. улучши качество кормов, уже можно, коров-то ты завел вон каких – продуктивных, у них – потенциал… Но работать предлагают устаревшими орудиями производства.

Я не призываю субсидировать покупку импортной техники. Нет. Перенаправьте деньги, дайте животноводу нормальную субсидию на конечный продукт – качественное молоко или мясо. За различное качество продукта – разные субсидии.  Он сам разберется с тем, куда вложить заработанные средства. Его тогда не надо будет убеждать в том, что для того чтобы получить много качественного молока или мяса, надо корову кормить качественным кормом. Я не знаю такого животновода, который бы не знал, как заготовить полноценный корм. Если он будет понимать, что ему достойно субсидируют качественное молоко, т.е. по сути качественный корм, все встанет на свои места. Он найдет и технику, и технологию, которые позволят ему получать достаточное количество молока нужного качества.

 

Мотивировать производителя субсидиями или дотациями должен тот, кто заинтересован в увеличении качества и количества продукции

Сергей Забелин, директор ООО «Центр аграрных инженерных решений»:

– Сельское хозяйство сегодня – это частный бизнес. У  каждого руководителя своя экономическая модель. Есть такие, кто посчитал и говорит: я дою пять тысяч литров и мне достаточно, потому что все остальное мне уже не выгодно. Я сейчас подниму до 8 тыс. литров и сразу начну увеличивать затраты, для этого мне  нужно потратить огромные средства на техперевооружение и много еще чего. Прибыль остается минимальная. Да, это недальновидный руководитель. Сегодня это ему, может, и выгодно, но это тупиковый путь развития, бесперспективный. Однако это его выбор и повлиять на него сложно.  Вопрос – нужно ли? Вернее, вопрос должен звучать так: если сельхозтоваропроизводителю это не нужно, то кому-то еще нужно?

Если мы понимаем,  предположим, что  регион себя не обеспечивает сельхозпродукцией, то, вероятно, нужны региональные формы поддержки крестьянина, соответствующие программы. А если регион самодостаточен, то у него нет особенной необходимости дополнительно мотивировать крестьянина.

А если это нужно государству, если мы говорим, что необходимо еще работать на обеспечение продовольственной безопасности страны, то и мотивировать должно, прежде всего, государство и внедрять  программы поддержки крестьянина. Государство должно убедить крестьянина пересмотреть экономическую модель, сделать выгодной деятельность, направленную на повышение производительности. Эта схема ложится на все процессы в сельском хозяйстве, в том числе и на необходимость заготавливать качественные корма. Способы знают все. А если кто-то не знает, всегда можно узнать. А вот желание работать по-другому надо формировать. Возможности  надо предоставлять. Давайте определимся, кому это нужно, и позволим решать свои задачи.

 

Качество можно обеспечить, только понимая, что мы делаем и для чего – от организации процесса  до организации сбыта

Александр Левшунов, глава КХ «Тритикум»:

– Я считаю, что если в хозяйстве заготавливают некачественные корма, то вопросы нужно задавать тому, кто его возглавляет. Корма заготавливают агрономы, а потребляют зоотехники. Задача руководителя сделать так, чтобы они были мотивированы на то, чтобы слышать. Во многих хозяйствах даже система оплаты неверная. Агроном заинтересован в том, чтобы вырастить как можно больше зеленой массы, и заработная плата его никак не привязана к качеству кормов, к продуктивности стада. А у зоотехника – совсем другие задачи. Похоже, это наш менталитет – одна рука не знает, что делает другая. В передовых хозяйствах главный человек при заготовке кормов – зоотехник. Он знает что вырастить, как, куда и когда закладывать. Он ставит задачи агроному.  И результат – налицо.

Ну и нет, к сожалению, у нас пока собственной мощной техники, чтобы можно было быстро и качественно заготавливать корма в те фазы, когда это необходимо делать. Все приходится везти из-за границы. А это не всякому по карману.

И еще. Мотивировать руководителей хозяйств на то, чтобы было больше молока, это ведь тоже еще большой вопрос. А надо ли? Я вот не уверен, что хочу, чтоб было больше молока. Оно и так ничего не стоит, а если его будет еще больше, то сколько оно будет стоить? О какой рентабельности производства мы будем говорить? Не надо лишнее производить, надо чтобы достаточно было. А если мы насытили уже внутренний рынок, и государство хочет, чтобы мы вышли за его пределы, то оно должно, прежде всего, обеспечить пути на внешний рынок. Производителю важно выгодно реализовать столько продукции, сколько он ее произвел. Если это обеспечить, то качество появится. На всех этапах. И не нужно будет впустую сотрясать воздух.

 

Руководитель должен хотеть быть эффективным – это главный мотиватор качества на любом этапе

Сергей Кожанов, директор ООО КХ «Партнер» (Алтайский край):

– Всё, в том числе и качество кормов, целиком и полностью зависит от того, кто управляет процессом, от руководителя. От того, какие задачи он ставит перед собой. Вот только повлиять на него вряд ли сможет кто-то или что-то, кроме перспектив реальной выгоды. Но руководитель должен быть нацелен  на выгоду.

Суть этой проблемы в том, что животноводство всегда было и будет отраслью дотационной. Иногда это государство делает, но чаще всего производитель сам себя дотирует, доставая средства из другого кармана. Так в любом, даже самом преуспевающем, хозяйстве. Наше – не исключение. Мы туда много не вкладываем. А изначально мы и вовсе делали минимум – естественно, навоз нужно вовремя удалять, коровка ведь не может стоять в грязи, да и люди в грязи не могут работать. Сделали полы, сделали кормовые столы. Мы вообще создавали животноводство, чтобы люди тогда, когда земля отдыхает, были при деле.  Так было на первом этапе. Но когда ты уже этим делом занимаешься, рано или поздно становится очевидным: то, что уже существует, можно и необходимо улучшать как-то. Был момент, когда на нашем животноводческом комплексе доили столько, что не было возможности даже вовремя выдать зарплату работающим на ферме. Но мы же обещали людям, что работа у них будет, и свое обещание выполняли, а потому содержали это хозяйство. При этом изыскивали и внедряли различные мероприятия, которые позволили бы сделать молочное производство более выгодным.  На сегодняшний день надоенного молока хватает выдать зарплату всем, кто работает на предприятии. Сегодня у нас есть доярочки, кто и 60 тысяч зарабатывает. Пока сельхозтоваропроизводитель не увидит свою выгоду в том, что коровка должна давать молока как можно больше и как можно качественнее, ни государство, ни региональная власть ничего не сделают. Нет внешнего рычага. Есть только внутреннее желание производителя делать работу хорошо и быть эффективным.

Журнал «Агротайм», № 8(46) август 2017

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected][email protected],  [email protected]

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий

  1. Перов Николай

    Немного развеселила фраза: Правильно накормленные коровы более эффективно выполняют свои сельскохозяйственные задачи» Вспомнил старый анекдот про зоотехника и его разговор с коровами:» Что выбираем- молзавод или мясокомбинат». Или представил ситуацию, когда на ферме. С помощью компьютерной презентации. Коровам ставят задачи на текущий квартал.
    Но это шутки. Расстраивает другое. Почему у всех выступающих основой высказываний являются претензии к государству? Оно не так выдает субсидии или субсидирует не те направления. Право на такие высказывания имеет только один человек- представитель администрации. Все остальные должны думать о возможности построить эффективный бизнес в существующих условиях.
    Категорически не согласен, что животноводство априори является дотационной отраслью. Знаю много примеров, когда правильно организованное производство приносит прибыль без господдержки , и последнее просто является приятным бонусом.
    Напрягает ситуация, когда представитель компании, поставляющей оборудование или услуги. обвиняет руководителя-практика в недальновидности. Я по поводу надоев 5 тонн с коровы. А что такой специалист может сказать о Новой Зеландии. которая имеет показатель 4,4 тонны молока в год на одну корову и держит львиную долю мирового рынка молочных продуктов. И Израиль, который доит в 2,5 раза больше и закупает эту продукцию у других стран.
    Как у технолога и организатора производства в области молочного и мясного скотоводства, у меня вопрос к заголовку статьи.. Я не понимаю термина «качественные корма» Есть корма, которыми можно кормить животных, исходя из содержания опасных для здоровья компонентов и есть испорченные корма. Которые могут нанести вред животному. Все остальное- это вопросы организации ЭФФЕКТИВНОГО кормления. Именно организации. То есть формирования технологического процесса.
    Для примера приведу следующую ситуацию: часто задаю региональным министерствам следующий вопрос: почему никто из них не пытается наладить кооперационные связи между малым и крупным бизнесом по теме продажи силоса или сенажа. Обозначенная категория кормов требует больших объемов производства и дорогой техники. Крупное хозяйство без особых проблем заготовит лишнюю 1000 тонн для своего небольшого соседа с парой сотен коров.Могут сказать- не выгодно. Но давайте посмотрим на примере вашей области. Средняя урожайность пшеницы 16,3 ц с га .Возьмем цену зерна 9 рублей. Выход товарной массы с 1 га получаем 1,63*9=10,4 тыс. рублей. Урожайность кукурузы на силос 150 ц с га примерной влажности 70 % или 4,5 тонны сухого вещества. Думаю, что 3 рубля за кг сухого вещества в таком корме- это нормальная цена. Итог- выход с 1 га составит 13,5 тыс. рублей, то есть, на 30 % больше. При этом. Я уверен, будет выше прибыльность, так как производится меньше операций.

    Ответить
  2. Ольга

    Ваши чудесные мысли да в наш журнал бы!

    Ответить