Озимые перспективы

P_20170523_110234Несмотря на все более активное вовлечение в севооборот различных сельхозкультур, «царицей полей» в нынешнее время остается все же пшеница – причем в первую очередь озимая. Это подтвердил и прошедший недавно международный передвижной семинар, который состоялся в конце весны сразу на нескольких площадках – в Краснодарском НИИ сельского хозяйства и Аграрном научном центре «Донской» (г.Зерноград, Ростовская область). Он был посвящен непосредственно озимой пшенице и перспективам ее выращивания на всей территории России.

Передвижной семинар проходил в нашей стране впервые (и это тоже своеобразное достижение) – раньше подобные форумы проходили в Турции, Грузии, Румынии, Узбекистане, на Украине. Селекционеры из двух десятков стран съехались, чтобы обсудить проблемы выращивания пшеницы, а также оценить качество южнороссийских сортов.

Основная часть мероприятия пришлась на Краснодарский НИИ сельского хозяйства – этот институт имеет более чем столетнюю историю, начавшуюся в 1914 году с Кубанской опытной станции. Она объединила работы всех полеводческих опытных учреждений Кубанской области, образовав сеть опытных полей, на которых изучались важнейшие культуры: озимые пшеница и ячмень. Непосредственно селекционной деятельностью в КНИИСИХ (этот статус учреждение получило только в 1956 году) здесь начали заниматься в начале 1930-х.

По словам заведующей отделом селекции и семеноводства пшеницы и тритикале КНИИСХ, академика Людмилы Беспаловой, несмотря на благодатность климата и прекрасные почвы, в 1914 году урожайность пшеницы на Кубани составляла всего от 600 до 1200 кг на гектар. Растения были подвержены болезням – в первую очередь, стеблевой и желтой ржавчине, часто полегали. Наблюдалась и позднеспелость пшеницы. В целом же три «житницы» юга России – Ставрополье, Кубань и Донщина, собирали чуть более 3 млн тонн зерна в год. Сейчас эти показатели составляют 22 млн тонн – всего за сто лет валовая урожайность поднялась более чем в семь раз. Сегодня на Кубани собирают в среднем по 60 ц/га, и заслуга непосредственно селекционеров здесь немалая.

– В 1930 м году на станцию пришел Павел Лукьяненко, человек, чье имя сейчас носит наш институт, – рассказала Людмила Беспалова. – За десятилетия плодотворной работы он создал сорта, которые сейчас известны по всему миру. В 1940-е годы появилась Украинка, а в 1955 году – Безостая-1, абсолютный шедевр мировой селекции. Она занимала гигантские территории, по 17 млн га ежегодно. Сорт настолько опередил свое время, что урожайность росла вместе с площадями. На базе Безостой-1 получено огромное количество других сортов. В короткие сроки после ее появления средняя урожайность озимой пшеницы на Кубани выросла до 30-40 ц/га.

На сегодня КНИИСХ использует целый комплекс селекционных подходов, продолжает академик Беспалова. В институте широко используют всю мировую коллекцию сортов, ежегодно она обновляется – гибридные популяции высеваются на площади 11 гектаров, что дает селекционерам базу в миллионы растений. Основная работа ведется на селекцию пшеницы по морозостойкости, зимостойкости, засухоустойчивости, сопротивлению различным болезням.

– У нас в КНИИСХ создан ген карликовости, – говорит ученый. – Он сыграл большую роль при создании карликовых сортов пшеницы. В принципе, вся селекция в нашем институте направлена на снижение высоты растений, увеличение их потенциала и эффективности использования азотных удобрений.

В среднем только КНИИСХ ежегодно подает на госсортоиспытания около десятка сортов пшеницы (серьезную работу ведет и тот же АНЦ «Донской», и другие институты). Как же аграрию не запутаться в таком многообразии и выстроить правильную сортовую политику в хозяйстве?

Как утверждает Людмила Беспалова, сейчас средний срок жизни сорта составляет пять-семь лет. Спустя это время обычно появляется более продуктивный, устойчивый к болезням, урожайный конкурент. Есть, безусловно, и долгожители – вроде сорта Таня, районированного еще в конце 90-х. Но их единицы.

 – Самый лучший сорт – новый, – так говорят ученые в КНИИСХ. Сортообновлению здесь предпочитают сортосмену. По мнению ученых, только такая политика фермеров позволит им держаться на плаву. Выделить какой-то лидирующий сорт селекционеры не берутся – с переходом на высокоиндустриальные «рельсы» в сельском хозяйстве роль различных факторов при планировании урожайности резко возросла. Потенциал сегодняшних сортов велик – он составляет до 130 ц/га. Эту планку, к примеру, вполне могут взять последние сорта сильных пшениц, типа Сварог, Жива, Алексеич, Безостая-100 и др. Некоторые из них, кстати, используются селекционерами как доноры устойчивости к болезням. Поэтому при работе с такими «детищами» от агрария требуется максимально тонкая «настройка», чтобы раскрыть все заложенные в растениях возможности.

– Мы советуем использовать в мозаике не менее семи сортов, – говорит Людмила Беспалова. – И подбирать их с учетом почвенно-климатических условий, набора предшественников, зимостойкости, сроков созревания, уровня питания и т.д.

В перспективе, скорее всего, все придет к тому, что у каждого конкретного поля будет свой агроэкологический паспорт – набор выверенных характеристик, с учетом которых точечно подбираются конкретные сорта. По сути, это похоже на микрорайонирование.

– Мы говорим аграриям так: «Каждому сорту – свое поле», – замечает Людмила Беспалова. – А каждому полю – свой набор сортов. Никакие эксперименты в хозяйствах не смогут сравниться с научно обоснованной системой сортов, подобранной под конкретный агротехнологический паспорт.

Журнал «Агротайм», № 6(44) июнь 2017

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected], [email protected],  [email protected]

 

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий