Простые слагаемые крепкого бизнеса

В номере, который сейчас держит в руках наш уважаемый читатель, в рамках уже ставшей постоянной рубрики «Отцы и дети», мы будем рассказывать о семье Пушкаревых. Фамилия известная в омском регионе, причем не только делами старшего ее представителя – Владимира Ивановича. Есть уже что сказать этому миру и сыну Дмитрию, и дочери Ирине, которые, попробовав себя в разных отраслях, оба вернулись в сельское хозяйство.Не говоря уже о супруге Владимира ПушкареваЗухре Савельевне, которая тоже всю жизнь посвятила  этой отрасли. Признаюсь честно, после знакомства с этой замечательной семьей мне как автору рубрики вовсе не хотелось разбавлять монологи каждого из них своими рассуждениями. Пусть наш мыслящий читатель сам услышит размышления отца и детей и сделает свои выводы относительно настоящего и будущего регионального сельского хозяйства.

Позволю себе лишь в качестве небольшоговступления вспомнить, что Владимир Иванович сам потомственный аграрий, его родители поднимали сельское хозяйство послереволюционной России.Для него семья родителей была и остается примером того, как нужно трудиться и строить семейную жизнь. Наполовину всерьез, наполовину шутя, Владимир Иванович вспоминает о собственном выборе жизненного пути.

 

В.ПушкаревВладимир Пушкарев:

Я – консерватор, мой сын – новатор.Мы оба научились соблюдать баланс

– Сомнений в выборе профессии у меня, пожалуй, не было. Правда, мама уговаривала пойти в медицинский институт. Но вовсе не потому, что она хотела оградить меня от каких-то сложностей, которые сама испытала. Просто у нас однажды собака разорвала цыпленка, а я его сшил, да так, что он не просто выжил, а никто даже не замечал, что он прошел через такое. После этого мама была убеждена, что у меня есть способности к медицине, и я должен стать хирургом. Но переубедить меня ни маме, ни кому бы то ни было не удалось, я все равно осознанно пошел в сельское хозяйство. Меня всегда тянуло к земле, хотелось делать конкретные дела, конкретную работу. А если это еще и приносило хороший конкретный результат, то это меня радовало и вдохновляло на еще большие достижения.

О собственном становлении

В 1976 году я вернулся на малую родину дипломированным специалистом. Крепкие знания, хорошие организаторские способности, умение находить общий язык с людьми, готовность перенимать опыт у старших коллег – в результате  уже через год работы ярмоклеевцы избрали меня депутатом сельского совета. А в 1981 году предложили возглавить крупное хозяйство – совхоз «Нива».  Между нами говоря, успехов особенных в хозяйстве, как впрочем, и у меня лично, не было,что там – мне тогда было-то 26-27 лет. Потом уже были высокие достижения в хозяйстве. Но они случились, конечно, не вдруг.  Я проработал почти три года агрономом отделения в Ярмоклеевке. Сложный был коллектив. Я там и сам воспитался и их воспитал. Так вот после этого я хоть кем мог бы работать.

О выборе сына

У Димы все произошло само собой… Часто он с нами по полям, по фермам ездил, а если мы с друзьями ехали в лес и его с собой не брали, то он находил нас на велосипеде и все равно был вместе с нами. Он знал всех моих работников, мог уехать на КамАЗе с водителем в поле. Его все знали в хозяйстве.

Да, мог бы, наверное, найти поспокойнее работу, и, видимо, попытки были. Но ведь он сейчас со мной. Я иногда жалею его даже, когда вижу, что вечером допоздна, утром рано прихожу, и он со мной. Иногда смотрю – в выходной идет на работу. Но ведь это его осмысленный выбор, раз он его сделал, то и работает теперь так, как должен работать, порой в ущерб личному времени, в ущерб работе. Но по-другому и я не умею, и его, наверное, не научил.  Впрочем, он и отдыхать и развлекаться успевает. Есть у него увлечения – горные лыжи, например, и еще много чего, он все это успевает, молодец.

Об отстроенном бизнесе

Да какой там отстроенный бизнес…Отстраивай и подстраивай его хоть каждый день. Мы сегодня уже такая махина, что, если надо кому-то помочь, кого-то поддержать, то мы можем себе позволить это сделать. А если у нас что незаладится, что-то вдруг сломается, то нас сложно подстраховать. Это наша сила и наша слабость. Мы должны отвечать за других и за себя одновременно.Нас ведь все признают за частников, но у нас как было общественное хозяйство, так оно и осталось. У нас более тысячи акционеров.

Об ответственности

Работы у Дмитрия еще больше, чем у меня, ему это все развивать. Я ему не только полномочия на предприятии передал, я ведь передал ему и ответственность за все происходящее – и за деревню, и за людей.Сегодня огромное количество фермеров, которые имеют 2-3 тыс. га земли. Они живут совсем другой жизнью, они могут спокойно зимой людей уволить, отправить на биржу. И жить спокойно. И налоговая их не трогает. А у нас с этой махиной, с таким огромным коллективом не всегда все так просто. Допустим, зарплату 10 млн в месяц народу раздать надо. И ее надо заработать. Плюс 5 млн мы должны налогов заплатить. Мы об этом всегда должны помнить. А есть еще те, кому мы всегда помогаем, они к этому привыкли, и от этого тоже никуда не денешься.

Сын как сотрудник

Иногда приходится допускать и повышенные тона с ребенком, я же с ним общаюсь как со своим заместителем. Если какого-то другого заместителя я, может, когда-то отругал резко и потом об этом и не вспоминал. А когда заместитель сын – это нечто иное, чем просто чужой человек. Ему, с одной стороны, позволительно несколько больше, чем рядовому заместителю, он может позволить себе со мной поспорить, и иногда я думаю о том, как это сказывается, может быть, на моем авторитете, но и запретить ему я этого не могу. У него своя ярко выраженная позиция, мной же сформированная, мной же привитая. Так что определенные сложности есть, конечно, но когда-то я принял решение взять его заместителем, и теперь это тоже моя мера ответственности и перед бизнесом, и перед акционерами, и перед собой, и перед сыном.

О перспективах сына

Признаться честно, я думаю, что уже он даже перехаживает в своем заместительстве. Надо ему постепенно передавать бразды правления. И по возрастным показателям и по уму, судя по тем решениям, которые он принимает. По тем результатам, которые он выдает. Он уже не единожды принимал такие решения, благодаря которым хозяйство становилось крепче, богаче. Порой его предложения расходятся с моим видением, ему тогда  приходится отстаивать их. И часто я потом говорю ему за это спасибо. Но … если дать ему дальше развиваться, то директором ему нужно быть, а это значит, что я должен буду уйти на покой. Определенную меру ответственности он и сегодня несет, к примеру, он является директором «Раздольного». Но я же говорю о руководстве в крупном масштабе. Он может посвятить себя полностью какому-то одному предприятию, но кто тогда будет здесь, кто будет осуществлять стратегическое руководство всей этой «машиной».

О доверии

В большинстве случаев я сыну доверяю. Иногда по привычке проверяю, но он оправдывает мое доверие, иногда и вопреки ожиданиям. Я всегда буду стремиться сохранить то предприятие, которое я создал, но даже если Дмитрий захочет что-то поменять, то в любом случае, я уверен, предприятию от этого будет лучше. Горжусь тем, что воспитал нормального мужика. Не ропщет даже передо мной. Когда я думаю об экономике, то там я и ошибки вижу и поменять что-то бы мог, а вот когда я смотрю на человека, которого я вырастил и воспитал, то ничего бы здесь я менять не стал.

О семье

В нашей семье баловства не было, деньги умели считать все. Я живу в доме, который начал строить в 1983 году. Я его обустраиваю, люблю, с гордостью и радостью туда каждый день возвращаюсь. С женой мы вместе уже более 40-ка лет, она тоже до сих пор трудится. Более полувека предприятие, в котором она сейчас работает, возглавляла моя мама, практически с момента его основания в Павлоградке, она была Заслуженным агрономом РФ, возглавляла Россеминспекцию. В свое время ее сменила моя супруга, которая сегодня также Заслуженный агроном РФ. Мы всегда много трудились, естественно, что и дети росли и формировались в такой же обстановке. Дмитрий был мальчик бойкий, пробивной, а дочь Ирина очень сдержанная,  привыкла во всем сомневаться, просчитывать, отчасти поэтому она юрист на нашем омском предприятии «Агроресурс». Есть внук Владимир полутора лет, есть еще внучка Даша четырех лет, которая, несмотря на свой юный возраст, приезжая в деревню, должна обязательно побывать на ферме – иначе она отказывается возвращаться в город. Семья, дети, профессия, работа, бизнес – для меня это все единое целое. Я не могу это рассматривать в отдельности, особенно теперь.

 

DSCN0189Дмитрий Пушкарев:

Сегодня, чтобы просто стоять  на месте, надо очень быстро бежать,

а чтобы развиваться, нужно лететь на истребителе

 

О свободе выбора и образовании

Я в сельхоз не стал поступать, потому что я не любил математику, а там надо было хорошо ее знать. Зато сейчас я считаю хорошо и быстро. Возражений со стороны  семьи, и от отца в том числе, не было никаких.  Мне тогда было всего 17,и,возможно, критерии выбора у меня были не особенно серьезные, но уж возраст у меня тогда был такой.Впрочем, я не считаю сегодня, что это время было потрачено впустую. Я многому там научился. Кроме того, я человек импульсивный, а обучение в школе МВД сформировало у меня хорошую привычку к упорядоченности, и еще много других полезных качеств. Второе образование, которое я получил, экономическое. Сейчас я дополняю свое образование в сельскохозяйственном вузе в качестве соискателя. В совокупности это уникальный багаж знаний. Это мне очень помогает в работе.

Об отце

Я глубоко уважаю своего отца, прежде всего потому, что  он отец, и еще потому, что он очень успешный человек во всем, и это очевидно. Я это знал, видел, всегда равнялся и равняюсь на него. Он для меня – пример. Если бы это было не так, я бы, наверное, не пошел по его стопам. Быть равным ему, достойным его, конечно, не просто. В 2006 году  я понял, что вернусь. Приезжая домой, я наблюдал, что отец, решая многочисленные проблемы хозяйства, выглядит загруженным, не в меру озабоченным, да просто уставшим. И тогда я понял, что чем раньше я приду ему на помощь, чем больше задач я смогу замкнуть на себе, тем дольше проживет мой папа. Вот такая у меня была мотивация. Сейчас он может хотя бы в отпуск сходить.

О перспективах

Какой бы мощной машина ни была, чтобы она успешно функционировала, нужно прилагать гигантские усилия. Я задачи перед собой ставлю простые – с точки зрения обывателя, и сложные – с точки зрения руководителя. Прежде всего – получать больше продукции, отслеживать затраты, издержки контролировать, сокращение или хотя бы удержание себестоимости продукции, повышать рентабельность производства. Переходить на новые технологии и в животноводстве и в полеводстве. Если мне удастся добиться достойного экономического результата, то я смогу реализовать свои какие-то задумки, которые касаются социальной ответственности бизнеса. Есть, к примеру, очень большое желание поддерживать детский спорт, хотя бы у себя в районе – отремонтировать спортзал, купить форму, проводить соревнования. Много задумок.

 

 

_DSC7030Ирина Пушкарева:

Я в душе агроном

О воспитании

Воспитание в нашем доме всегда строилось на основе любви, взаимопонимания, уважения, честности, ответственности. Считаю одним из главных качеств, которые привили родители – любовь и уважение к труду, именно оно отличает человека, выросшего в деревне. Не хочу приукрашивать, бывало нас ругали, но не особенно, и еще реже наказывали – мы всегда знали, где границы дозволенного. Прежде всего, не хотелось огорчать родителей, мы понимали, что не должны их подводить. Было какое-то внутреннее интуитивное ощущение ответственности. В нашем воспитании была и строгость, но и большая родительская любовь. Было понимание ценности и важности труда мамы и папы, я всегда ими очень гордилась, они были и остаются моими ориентирами в жизни.

 

О выборе

Выбор профессии мне нужно было сделать в середине 90-х годов, в непростое время, когда происходили грандиозные изменения и трудно было предугадать, как дальше будет развиваться страна. Перспективы сельского хозяйства как отрасли и как профессии были, мягко говоря, очень туманны, и я посчитала, что юридическая профессия будет более востребована в новых реалиях. Родители приняли мое решение, они в этом смысле на нас никогда не давили. Тем не менее, даже в новой для нашей семьи сфере я постаралась сохранить универсальные принципы, заложенные при воспитании – честность, справедливость, аккуратность. Я смогла опереться на эти основы на разных этапах своей деятельности – и как следователь, и на государственной службе, и как корпоративный юрист. Но поскольку все же я регулярно возвращалась в родное село, общалась с семьей, я видела ту работу, которую ведет отец, наверное, логично, что так или иначе я пришла к мысли вернуться в сельское хозяйство. Совместно с моими товарищами мы организовали предприятие, связанное с переработкой и торговлей сельскохозяйственной продукцией, а затем в нашей структуре появилось и сельскохозяйственное предприятие.

Для меня это было очень значимым событием – мне всегда нравилось то, чем занимаются мои родители, они нередко брали нас на работу – иногда не с кем было оставить, но мы и сами очень напрашивались. Для нас с братом поехать с отцом в поля, посмотреть, как работает техника, или у мамы в семенной инспекции разобрать образцы семян, узнать, как они растут и развиваются, было праздником и невероятно интересным путешествием.

Сейчас я нередко думаю, что если бы жизненные обстоятельства сложились иначе, я бы выбрала именно профессию  агронома.

 

Об уважении и традициях

Мы, пожалуй, только сегодня начали понимать, сколько сил и труда тогда, в 90-е, пришлось приложить отцу для того, чтобы выстоять, чтобы сохранить хозяйство. Родители всегда трудились много и напряженно, но семья для них всегда оставалась на первом месте – мы везде ездили вместе и в гости и на отдых. Мы были полноправными участниками любых праздничных мероприятий. Будь то день рождение, новый год или просто выезд на пикник. Основную заботу о нас, о детях, несла в основном, конечно, Мама. Я не перестаю удивляться, как она все успевала. Порой во время уборочной она в ночь брала меня с собой на работу. Было всякое.  А сегодня я хочу все это вложить в своего ребенка. Несмотря на то, что моя дочь – это скорее городской житель, она, когда приезжает в деревню, обязательно просит деда сходить с ней на ферму. Знает и любит домашних животных, с самого раннего возраста обожает с ними общаться – кормить, гладить, наблюдать. Иногда задает очень каверзные вопросы, зато уже давно знает, что молоко, творог и сметана из коровы, а не из пакета.

Становясь старше, я все глубже понимаю и все больше ценю ту чистую, открытую деревенскую атмосферу и исконные традиции, в которых нас воспитали мама и папа. Детство свое я вспоминаю с огромной любовью и благодарностью. Я бы хотела своим детям передать преданность, искренность, любовь к дому, трудолюбие – все то, что ценилось в нашем родительском доме.

Надежда СОЛОДКОВА

Журнал «Агротайм», № 4(42) апрель 2017

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected], [email protected],  [email protected]

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий