Иван Первухин: У сельхозбизнеса есть перспективы, а значит «Сибирская мука» – это надолго!

ПервухиныМного лет сельское хозяйство как бизнес не считалось выгодным. Такое отношение формировалось и благодаря государственной политике, и в связи с трудоемкостью этого направления. Сегодня мы видим примеры, и их немало, когда успешный сельскохозяйственный бизнес формируют люди, казалось бы, далекие от тяжелого крестьянского труда, но умеющие при этом эффективно управлять и способные увидеть перспективы развития  именно такого бизнес-направления. Отец и сын Первухины являются ярким тому  примером. Крупнейшее в Оконешниковском районе и одно из ведущих в технологическом плане сельскохозяйственных предприятий Омской области – ООО «Сибирская мука» – совсем не сразу стало таковым. Отец создал сельхозпредприятие практически с нуля и вырастил сына, способного продолжить начатое. Сын же, во всем беря пример с отца, готов продолжить его дело. Как все начиналось, рассказал нам старший из Первухиных – Евгений Владимирович, а младший – Иван Евгеньевич – поведал о том, каким он видит будущее хозяйства.

Ред: Евгений Владимирович, много лет назад Ваши родители, сами будучи сельскими жителями, отправив Вас учиться в институт инженеров железнодорожного транспорта, хотели для Вас, наверное, какой-то более легкой судьбы?

Евгений Владимирович:

– Собственно, родители мои только начинали свою деятельность в селе, а к тому времени, когда мне пришла пора определяться в своем жизненном пути, они уже жили в райцентре. Трудно сказать, о чем я думал в 17 лет, но выбирал сам, это было скорее мое желание, а не родительское. Да, тогда  об аграрном секторе я и не помышлял. К тому времени, как я пришел сельское хозяйство, успел 10 лет проработать на предприятии военно-промышленного комплекса и был уже совсем не мальчишкой.

Ред: Это было осмысленное решение или цепочка событий, решений, которые  происходили, принимались в зависимости от того, как развивалась ситуация, складывались обстоятельства?

Евгений Владимирович:

– И то и другое. Собственный бизнес мы начинали с небольшой переработки, с пекарни. Это было  производство хлебобулочных изделий. Одну линию поставили, вторую. Возникла потребность в сырье – начали заниматься переработкой зерна, т.е. мукомольное производство организовали. Ну и, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров – появилась необходимость обеспечить мукомольное производство сырьем. Вот так и пришли к сельскохозяйственному производству. Сначала занимались чисто зерновыми и начинали с 1000 га земли.

Ред: Получается, что Вы планируете, строите свой бизнес все же  в зависимости от обстоятельств? Не похожи вы на человека, который плывет по течению…

Евгений Владимирович:

– Нет, конечно, такого не было. Безусловно, что-то выстраивал рынок, корректировал наши потуги. Но мы и планировали, и строили то, что были в состоянии построить. На что у нас были способности, возможности, готовность и желание. Когда мы заходили в тупик, разворачивались и начинали двигаться в другом направлении. Однако вектор движения каждого следующего шага был обусловлен уже новым набором опыта и знаний, которые мы успевали получить.  Когда мы определились с направлением деятельности в сельском хозяйстве, мы уже хорошо понимали возможности и перспективы развития этого сегмента. Сначала научились обрабатывать 1000 га, стали увеличивать площади. Через 3-4 года стало больше 10-ти тысяч. Через 10 лет мы стали обрабатывать 18 тысяч га пашни. Начинали с классической технологии. Теперь уже активно осваиваем инновационные подходы к земледелию.

Ред: Как обрабатывать даже одну тысяч га инженеру железнодорожного транспорта?..

Евгений Владимирович:

– Да я сам и не обрабатывал. Я и сейчас себя не считаю агрономом. Жизнь заставила искать в помощники себе профессиональных специалистов в этой отрасли. На них делать ставку. Помогать им совершенствоваться, самим учиться, перенимать опыт. Мы доверяем своему коллективу и всегда инициируем дальнейшее развитие.

Ред:Чтобы инициировать и контролировать, надо и самому в вопросе разбираться…

Евгений Владимирович:

– Однозначно. Любое дело, если ты им всерьез занимаешься, требует осмысления и понимания. Тонкости я, наверное, знаю не все, но за 20 лет, поверьте, поднаторел так, что уже понимаю, что за чем следует, что из чего получается, и что помогает сегодня формировать урожай. Я никогда не чурался у кого-то спросить что-то, поучиться чему-то, изучить опыт. Кроме того, мы всегда работаем в контакте с наукой, с  профессиональными консультантами, и с каждым годом все плотнее. Они практически сопровождают все процессы.

Я всегда считал, что моя главная задача – вовремя предоставить производству те материально технические ресурсы, которые помогут обеспечить качественный бизнес-процесс в сельском хозяйстве. Я сегодня уже четко понимаю, как этот бизнес-процесс должен быть выстроен с весны до глубокой осени.

Ред: Вашему сыну тридцать лет, с Вами он трудится практически сразу после окончания университета. 12-13 лет назад, когда он определялся с направлением обучения, Ваш бизнес в сельском хозяйстве уже существовал, но сын поступил не в аграрный, а классический университет. Вы тогда не планировали еще ему передать то, что Вами наработано?

Евгений Владимирович:

– Сын окончил экономический факультет ОмГУ им Ф.М. Достоевского по специальности «Управление персоналом».  Помимо экономического образования, был уклон и на социологию, психологию. На этом факультете, на мой взгляд,  должен был и мог формироваться будущий руководитель. Такой был посыл. Впрочем, я и сейчас так считаю, и тогда так думал, что не столь важно, где ты учишься, важно, чтобы мозги были подвижны. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что мой сын растет преемником, это однозначно. Думаю, еще года три – и постепенно бразды правления буду передавать ему.

Ред: И все же, на Ваш взгляд, чтобы создать успешный сельскохозяйственный бизнес, важнее в совершенстве владеть экономическими знаниями, аграрными или обладать некими внутренними организационными ресурсами?

Евгений Владимирович:

– Главное понимать, что ты делаешь, как ты делаешь, и с кем ты эту работу ведёшь. Умение собрать команду – это, пожалуй, самое важное. Сформировать коллектив, который способен решать поставленные тобой задачи. Правильно ставить задачи перед собой и перед коллективом – это, наверное, ключевое умение любого руководителя, вне зависимости от возраста, опыта и образования.

Ред: Какова на сегодняшний день степень доверия сыну, который уже вырос, уже выучился и что-то из себя уже представляет?

Евгений Владимирович:

– На 100%. Я полностью доверяю сыну как человеку. Хотя он сейчас в большей степени исполнитель, но я уже с уверенностью могу сказать, он ответственный исполнитель. Что же касается профессионализма, так мы все всю жизнь учимся. Сегодня на нем вся финансовая часть, все, что связано с бюджетом, с субсидированием, кредитованием.

Ред: На Ваш взгляд, это его выбор или он вынужденно нашел себя в тех условиях, которые Вы ему предложили? 

Евгений Владимирович:

– Так сложилась его жизнь, что его отец создал бизнес, и ему нет необходимости планировать свой профессиональный рост на уровне специалиста, простого сотрудника. Так сложилась его жизнь, что он должен готовить себя к задачам руководителя. В этом смысле у него, наверное, выбора нет. Но при этом я никогда его ни к чему не принуждал. Если бы ему это претило, то, наверное, я бы не стал его заставлять этим заниматься. Он делает свой выбор, но делает его он в тех обстоятельствах и при тех возможностях, которые я ему создал.

То положение, которое он сегодня занял, случилось не вдруг. Мы вместе с ним шли к этому постепенно. Я, конечно, создавал условия, он, конечно, много в чем пробовал себя. Сегодня мы в той точке, в которой есть. Дальше и он будет развиваться, и я буду ослаблять свой ресурс. Все будет идти постепенно, без надрыва. Как всегда.

Ред: Это – позиция. Она понятна и вызывает уважение. Тогда следующий вопрос у меня уже к младшему поколению. Иван, когда Вам стало уже понятно, очевидно, что придется подхватить отцовский бизнес,  не мешало ли это в выборе жизненного пути, не ограничивало?

Иван Евгеньевич:

– Нет, ни в коем случае. У меня не было сомнения, что я здесь буду работать, помогать. Деятельность интересная сама по себе. Постоянно находишься в поисках новых идей улучшения технологий. Для меня изначально было понятно, что лучше работать на благо семейного бизнеса, а не на чей-то чужой успех. Да и в принципе в России в кризисные времена сельскохозяйственный бизнес – это беспроигрышный бизнес. Везде есть риски, но здесь мы в любом случае не пропадем. Есть уверенность, что точно все будет хорошо.

Ред: Но  бизнес ведь сельскохозяйственный. Разве не логично было получить глубокие знания в этом направлении?

Иван Евгеньевич:

– Возможно и так. Но для себя мы тогда поняли, что образование классического университета – это база, имея которую, можно любым вещам научиться самостоятельно. Поэтому и цели получать специальное образование не было. Цель была – набраться ума, жизненного опыта. Пример есть. Мой отец – выпускник транспортного университета. Всему сам научился, благодаря желанию, способностям. Я  точно так же всему учусь сам, после того, как окончил университет. Экономические знания есть, а остальное получим опытным путем. Можно всегда пойти на курсы или посетить нужную конференцию.

Ред: Вы оставляете за собой право когда-то изменить направление существующего бизнеса или намерены то, что создано отцом, продолжить и далее?

Иван Евгеньевич:

– Безусловно, перспектива в свое время подхватить то, что создано отцом – это ответственность огромная. Какие-то другие дела, бизнес-направления могут присутствовать, они и сейчас имеют место. Это своего рода поиск дополнительных  направлений, которые мне также интересны. Собственно, и отец определенное время был в поиске, но со временем остановился только на сельском хозяйстве. Сейчас я позволяю себе быть в поиске, почему нет. Но основа, безусловно, – семейное дело, сельское хозяйство.

Ред: Но тогда мой следующий вопрос такой: через 10-15-20 лет будет существовать сельскохозяйственное предприятие  «Сибирская мука»?

Иван Евгеньевич:

– Конечно, будет. Всегда.

Ред: На чем основана такая уверенность?

Иван Евгеньевич:

– Уверенность эта основана на моем чувстве ответственности – я никогда не смогу ликвидировать предприятие, созданию которого отец посвятил двадцать лет своей жизни.  Уверенность эта основана на современных тенденциях, которые я отслеживаю. Не скрою, у меня, по большому счету, какой-то особенной любви к сельскому хозяйству и нет, я родился и всю жизнь прожил в городе. Но есть понимание рентабельности сельскохозяйственного производства, есть желание его освоить и готовность развивать. То, что отцом создано, необходимо дальше развивать и из чувства ответственности, и просто потому, что это перспективно.

«Сибирская мука» – если не навсегда, то очень надолго. Навсегда говорить нельзя, потому что жизнь действительно непредсказуема, и в нашем производстве было несколько лет таких, что выжило предприятие только благодаря таланту, предприимчивости, изворотливости отца, а порой и просто удаче. Но то, что «Сибирская мука» очень надолго, это я могу сказать совершенно точно. Я к этому приложу и свою руку.

Надежда СОЛОДКОВА

Журнал «Агротайм», № 3(41) март 2017

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected], [email protected],  [email protected]

 

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий