Возобновляемый  ресурс  аграрной  экономики

DSCN8572О крестьянском хозяйстве  «Тритикум» и о его руководителе мы писали уже не один раз. Это, вне всякого сомнения, и хозяйство и руководитель, опыт которых надо тиражировать, с которых можно смело брать пример. Но сегодня речь не об этом. Сегодня мы говорим о главном, возобновляемом ресурсе аграрной экономики, о будущем сельского хозяйства – о формирующемся молодом руководителе как об аграрном будущем региона.  А это будущее в хозяйстве «Тритикум» уже четко очерчено в лице сына руководителя – Максима Левшунова. В большей степени речь в статье пойдет о нем.

Так или иначе, но начать разговор надо с отца. Александр Николаевич Левшунов – крепкий хозяйственник,  он возглавляет одно из крупнейших в Омской области фермерских хозяйств. Обширные площади предприятия и внедренная технология прямого посева позволяют фермеру уже более 20 лет успешно возделывать зерновые, зернобобовые и масличные культуры, даже в зоне неустойчивого увлажнения. С самого начала своей де­ятельности Александр Левшунов выбрал интенсивный путь развития, который подразу­мевает серьезные вложения, а в итоге – максимальную продуктивность каждого гектара. Главный принцип успеха,  по его мнению, заключается в умении анализировать, видеть перспективу,  грамотно внедрять современные технологии, новинки селекции и рационально использовать новую технику. Александр Левшунов никогда не останавливается на достигнутом, а потому никого не удивило, когда успешный растениевод стал активно развивать животноводство. На самом же деле несколько лет назад, по просьбе районной администрации, он выкупил у развалившегося СПК «Иртыш» молочное стадо. Было непросто. Приходилось вынимать из оборота серьезные средства, что, безусловно, тормозило развитие основного производства. Однако сегодня фермер уже строит новые комплексы с современными доильными залами, а бывалые животноводы ездят к нему делиться опытом.

Все это – сегодня, а начиналось все не так уж просто, хотя и не на пустом месте. В качестве багажа был бесценный опыт нескольких поколений аграриев со стороны Александра и его супруги.

– Если копнуть уж совсем глубоко, то мои предки приехали сюда по столыпинской реформе, они заселяли село Великорусское, получали там первые земельные наделы, – рассказывает Александр Левшунов. – Вся их жизнь была связана с сельским хозяйством, с земледелием, скотоводством и т.д. Уже когда были совхозы, дед работал бригадиром, отец начинал с электрика, потом более 25 лет работал управляющим. После уже я принял эстафету. Но если говорить о школьнике, мальчике, то нельзя сказать, что я сразу видел себя агрономом. Нет. Были разные предложения, я их все рассматривал. Родители не настаивали на том, чтобы я связал свою жизнь с сельским хозяйством, скорее наоборот, но я почему-то тогда видел себя именно в сельском хозяйстве. Не все складывалось просто и быстро. В московскую Тимирязевскую академию поступил после неудачной попытки поступить в Омский сельскохозяйственный институт на кафедру сельхозмеханизации и после двух лет службы в армии. Когда окончил – и возможности были разные, и перспективы, и предложения, но я сам для себя никогда не рассматривал другое направление деятельности кроме сельского хозяйства. И всегда знал, что должен отработать в совхозе, который направил меня на учебу, где меня давно ждут, рассчитывают на меня. Я понимал, что  готов именно здесь себя реализовать.

Вернувшись в родной регион, молодой специалист максимально отдавал себя любимой профессии. Однако в 1991 году, когда начались демократические преобразования, Александр Левшунов, отработав к тому времени  в совхозе несколько лет, став главным агрономом, уволился по собственному желанию. Выделили ему тогда в собственность шесть бычков и несколько гектаров земли. Такова была оценка его вклада в общее дело. Багаж небольшой, а жену и двоих маленьких детей надо было кормить. Зарабатывать пришлось всеми доступными способами. Впрочем, тогда так жили все.

Изыскивая различные способы зарабатывания денег, Александр Левшунов прекрасно понимал, что все эти «корабейники», торгующие кто чем может, явление временное. Это пройдет и востребованным станет профессионализм, в любой сфере. А он тогда уже как раз и был подготовленным профессионалом-агрономом. Сомнений у молодого агронома, временно торгующего лесом или чем-то еще, не было: рано или поздно он снова вернется на землю, в сельское хозяйство. Так и случилось, в 1994-м Александр Николаевич организовал свое крестьянское хозяйство. С этого и начался семейный бизнес потомственных аграриев Левшуновых.

В 2003 году сын Александра Николаевича Максим Левшунов окончил школу, и, соответственно, возник вопрос – куда пойти учиться. Отец тогда поговорил с сыном и предложил ему двигаться в направлении, на котором базируется уже существующий бизнес, с перспективой в будущем взять из отцовских рук эстафетную палочку.

– Ни в коем случае я бы его не ломал через колено. Это был его выбор. Если бы он принял решение развиваться в другом направлении – ради Бога. Но тогда я бы не стремился уже двигаться вперед с такой скоростью, я бы остановился на меньшем количестве гектаров.

Максим успешно сдал экзамены и поступил в Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева на факультет селекции, генетики и семеноводства полевых культур. В 2008 году, окончив московский вуз, поступил в аспирантуру Омского государственного аграрного университета.

– На самом деле, когда окончил вуз, некоторое время все же был в замешательстве. Москва, столица, все хотят остаться, – признается Максим. – Но я хотел работать по специальности, и при этом понимал, что вряд ли мне удастся там найти что-то стоящее. Альтернативные варианты – торговля или наука. Первое не рассматривалось вообще, а вот наукой предложили заниматься в столице, поскольку я неплохо учился и столь же неплохо защитился. Я допускал такую мысль, ходил на ярмарки вакансий, и даже крупные холдинги сельскохозяйственные проявляли интерес. Выбор сделал по принципу  «своя рубашка ближе к телу». Но даже когда вернулся в Омск, не сразу влился в работу. Был определенный интерес к науке, к опытному делу. Четыре года плотно занимался наукой, в результате – защищенная диссертация. Вот именно после этого осмысленно понял, что наука – это не совсем мое, поэтому принял твердое решение уйти в производство.

Левшунов старший начинал свой бизнес с 15 гектаров, которые были выделены ему в пользование. Еще 15 гектаров передала  мать-пенсионерка. Росло количество гектаров, рос и профессионализм, опыт.  В настоящее время Левшунов обрабатывает более 17 тысяч гектаров земли. И все эти объемы он готов доверить сыну, не настаивая на том, чтобы молодой человек начинал с нуля, формируя свой собственный опыт.

А зачем ему изобретать велосипед, проходить еще раз то, что уже пройдено, изучено. Я это прошел, пусть он идет дальше. Это не мой личный опыт – это наш с ним общий багаж. Я его передаю ему каждый день. Мой опыт, опыт нашей семьи – это сегодня часть моего сына. Зачем ему возвращаться назад, имеет смысл только движение по спирали вперед.

– Моя задача двигаться дальше, развивать и приумножать то, что уже создано отцом, – поддерживает отца Максим Левшунов. – Это очевидно, это имеет смысл. Если ты уже умеешь делать сложное изделие, зачем тебе тратить силы на изготовление детали не по шаблону. Стартовать надо с максимально удобной позиции, это очевидно.

«Является ли наследство в виде хорошо простроенного сельскохозяйственного бизнеса большим родительским подарком или все же это громадная тяжелая ответственность, ограничивающая свободу выбора наследника?» – на этот прямой вопрос отец и сын Левшуновы отвечали вместе, не торопясь, не перебивая друг друга. Реплика одного становилась продолжением суждения другого. Я как автор публикации приняла решение представить читателю их ответ дословно.

Отец:

– Ограничение свободы – это когда тяжело, когда занимаешься чем-то только ради того, чтобы заработать на кусок хлеба.

Сын:

– А если это приносит удовольствие, если это тебе интересно, если ты можешь развиваться…

Отец:

– …ставить какие-то цели и задачи, достигать их…

Сын:

– …можешь видеть результат своей работы, и все это тебя радует, если не испытываешь никакого дискомфорта, то это не обременение, не обуза, не тяжелая ноша, это как раз подарок.

Обязательность, порядочность и профессионализм – это качества, которые Александр Николаевич особенно ценит в сыне. А вот на вопрос врожденные это качества или приобретенные скромно пожимает плечами – что посеешь, то и пожнешь. Земледелец, агроном Александр Левшунов как никто другой хорошо понимает, что даже хорошее семечко не вырастет, если не выполнить еще целый ряд различных манипуляций.

Чтобы вырастить  хорошее растение, недостаточно только хорошее семя, нужно еще своевременно правильно выполнить огромное количество технологических операций. Это, что касается растений, а уж о человеке – что говорить. Нужно еще много чего сделать, чтобы «племя» было достойным. Конечно, в нашем случае, в том, что сегодня я могу гордиться сыном, заслуга, прежде всего, моей супруги. Действительно, не было у меня особенного времени заниматься воспитанием. Но, тем не менее, со своей стороны, я старался на собственном примере показать, как правильно жить.  Нормально живи, нормально работай, честно поступай по отношению ко всем – вот простые основополагающие принципы, но им надо следовать.

Отец и сын Левшуновы убеждены, что через 5-6 лет аграрный бизнес займет в России свою достойную нишу. Уверенность младшего,  умноженная на успешный опыт старшего, рождает уверенность в завтрашнем дне и в каждом из нас.

– Многие  говорят, сельское хозяйство – это дело благородное, но неблагодарное. У меня к нему отношение  как к бизнесу, который интересный, живой, перспективный и прибыльный, – рассуждает Максим Александрович. –  Я сделал выбор, и он осмысленный. Я связал свою жизнь с сельским хозяйством. Я не представляю себя в чем-то другом и слабо представляю даже в чем-то смежном. Мне действительно это интересно, у меня есть идеи, проекты, я хочу себя реализовать в этом. И я убежден, что сельское хозяйство – абсолютно рентабельный бизнес, при грамотном подходе, при правильном его построении он способен приносить очень неплохую стабильную прибыль. Еще Докучаев говорил, что почва при правильном ее использовании – это неиссякаемый источник энергии. Можно сказать, что это созданный природой энергетический модуль на солнечных батарейках.

Александр Николаевич Левшунов – это надежное СЕГОДНЯ нашего сельского хозяйства, Максим Александрович – наше уверенное ЗАВТРА. А есть еще двухлетний малыш, по поводу которого его отец Максим Левшунов скромно говорит:

Пусть, конечно растет, пусть развивается, никто его ограничивать не будет, но я постараюсь сына заразить сельским хозяйством, дать понять, что это очень интересно.

А вот это все вместе – уже наше стабильное, УСПЕШНОЕ  БУДУЩЕЕ. Это как раз и есть самый неиссякаемый, самый возобновляемый источник энергии.

Надежда СОЛОДКОВА

Журнал «Агротайм», № 2(40) февраль 2017

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected],[email protected], [email protected]

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий

  1. Николай

    Спасибо, материал хороший.Как идея для будущего материала- было бы интересно узнать. как научная деятельность принесла практическую пользу Левшунову-младшему.Смог ил он свои новые идеи воплотить в жизнь?

    Ответить
    1. Максим

      Научная деятельность и помогла и не помогла, смотря с какой стороны посмотреть. Конкретно моя научная тематика по которой я работал и писал кандидатскую, слабо увязывается с реальным производством! Но тот бесценный опыт, приобретённый в период аспирантской работы, сформировал определеные навыки и умения позволяющие успешно применять их в практическом производстве. Так же для себя считаю важным знакомство и общение с людьми из науки, которые учили меня, с которыми познакомился в процессе аспирантской работы!

      Ответить