Капустная моль – проблемный год или кризис систем борьбы?

IMG_39За последние годы в Западной Сибири существенно увеличились посевные площади рапса. И этому много причин: рапс – ценный предшественник в севообороте, который способствует разрыву жизненных циклов ряда вредителей и возбудителей болезней зерновых культур. Рапс способствует очищению почвы от сорняков, т.к. имеет хорошую конкурентоспособность.  Кроме того, это экономически выгодная культура, которая имеет большой рынок сбыта – как на сырье для биотоплива, для разных видов легкой промышленности, для фармацевтики, косметической сферы и ряда других отраслей. Но, вместе с тем, рапс требует к себе внимательного отношения при выращивании.

На рапсе зарегистрировано большое количество вредителей – в Западной Сибири их более 30 видов (Горбунов, 1999). Все они имеют разное экономическое значение.

Капустная моль Plutella xylostella L. (Plutellidae) – особо опасный вредитель крестоцветных культур, которому присущи высокая вредоносность, отсутствие способности к дальним миграциям (только пассивный лет на расстояния до 15 км), агрегированность пространственного распределения (Трибель, 1989; Алехин, 2002; Фролов и др., 2008).

Во время вспышек массового размножения, зачастую неожиданных, капустная моль способна наносить колоссальный ущерб крестоцветным культурам, что уже происходило в 70-х и 90-х годах прошлого и в последние 5 лет текущего века.

Периодические вспышки массового размножения  разделены более или менее длительными периодами депрессий численности. Так, по литературным данным известны вспышки 1832, 1901, 1929, 1948, 1953, 1970, 1999, 2002, 2008, 2012 гг., а в перерывах фитофаг не имел экономического значения.

У всех массовых вспышек есть одна характерная черта – они происходят на 6-8 год постоянного выращивания рапса в одном предприятии/районе/зоне.  Однако точный прогноз этого вредителя не разработан до сих пор в связи с ограниченными площадями выращивания рапса до последнего времени.

Очередной резкий подъем численности капустной моли был отмечен в 2013 г. в Центрально-Черноземной зоне России (было заселено около 80% площадей рапса при плотности гусениц, превышающей экономический порог вредоносности), а затем и в Липецке, Самаре и Белгороде, где было уничтожено 16,9 тыс. га посевов (Буханистая, Поздышева, 2014).

В последние годы география вспышек размножения капустной моли продолжала расширяться. И в 2015 г. массовое развитие капустной моли отмечено в Омской, Томской, Тюменской областях, на юге Новосибирской области, Алтайском и Красноярском краях.

Несмотря на долгий период изучения, природа колебаний численности насекомых во многом загадочна (Викторов, 1967, 1973; Одум, 1986; Liebhold, Tobin 2008). В ряде случаев обнаруживается, что изменения численности из года в год хорошо коррелируют с вариациями одного или нескольких внешних лимитирующих факторов (температура, влажность и пр.). Некоторые авторы цикличность неоднократно пытались связать с периодичностью интенсивной солнечной активности (Белецкий, 1986; Столяров, 2005). Анализ частоты совпадений массовых размножений вредителя и циклов «спокойного» Солнца свидетельствует, что оправдываемость такого метода прогноза оценивается 40-50% (Алехин, 2002).

В Сибири вспышка развития фитофага имела свои особенности.

  1. Накопление фитофага.

Изменения в структуре посевных площадей предприятий, увеличение доли рапса (более 25%), уменьшение интервала возделывания рапса по полям стали причиной накопления вредителя в численности, близкой к пороговой. Кроме того, отсутствие контроля за падалицей рапса в осенний период, крестоцветные сорняки вокруг полей также создают благоприятные условия для сохранения вредителя в течение долгого времени.

Увеличение доли рапса в структуре посевных площадей  привело к тому, что проводимые истребительные мероприятия в период вегетации на части посевов не имели достаточного уровня эффективности, но в виду низкой численности вредителя оставались без внимания. Постепенно это в совокупности с уменьшением интервала между возделыванием рапса на одном поле до 3 лет способствовало накоплению вредителя в критической численности. Период прерывания цикла развития капустной моли составляет 4-5 лет.

Модель формирования численности капустной моли в течение сезона (в шт./кв.м)

Фаза культуры Изменение численности фитофага
2-4 листа 1 бабочка I поколения – развитие на культуре в условиях Сибири
2-4 листа 70 яиц за период жизни около 20 дней (по 1-2 яйца за 1 кладку)
4 листа – бутонизация 60 гусениц (85% вылупляемости от погодных условий, жизнедеятельности энтомофагов и пр.)
Применение инсектицида, максимальная биологическая эффективность 95%
июль Остаются 3 живые гусеницы, которые заканчивают развитие – в пределах ПВ, контролируются второй инсектицидной обработкой
цветение 3 бабочки II поколения
Цветение – формирование стручков 210 яиц – 210 гусениц
Формирование стручков Применение инсектицида, максимальная биологическая эффективность 95%
Остается 10 живых гусениц – выше ПВ в 5 раз, которые заканчивают развитие и уходят на зимовку

 

В период созревания стручков вредоносность последнего поколения гусениц не имела экономического значения и накопление фитофага не отслеживалось.

В 2015 г. развитие моли соответствовало приведенной модели с тем отличием, что вылет начался раньше, и первое поколение бабочек размножалось на сорняках, в отличие от предыдущих лет.

Дополнительно следует отметить и технологию, принятую в предприятиях. Отсутствие механических обработок способствует хорошей сохранности куколок вредителя в зимний период, т.к. растительные остатки остаются не тронутыми.

  1. Отношение к погодным факторам среды.

Прогнозы характеризуют ожидаемую в конкретный период времени фазу динамики численности популяций вредителя, распространение, вредоносность.  Их построение имеет сложный механизм и недостаточную проработку для тех или иных вредителей.

Теплая и влажная весна в Западной Сибири (достаточная влагообеспеченность складывалась  из осадков в течение мая и хороших влагозапасов осенне-зимнего периода) стала причиной раннего развития крестоцветных сорняков – пастушья сумка, гулявники, горчица полевая и пр. Массовое цветение гулявников в разных районах отмечено в период 15-20 мая, что раньше среднемноголетних сроков на 10 дней.

Развитие сорняков стало причиной быстрого развития сопряженного вредителя – крестоцветной моли Plutella porrectella. Этот фитофаг появляется на 5-7 дней раньше капустной моли и к моменту появления первых бабочек капустной моли у крестоцветной уже началось отрождение гусениц. Первое поколение обоих фитофагов размножилось на сорняках.

Дальнейшее быстрое накопление суммы эффективных температур (390 гр. С за 12 дней) на фоне достаточного ГТК на тот период для развития первого и второго поколений стали основным фактором изменения типа динамики популяции со стабильного на массовое размножение. Второе поколение отмечено уже в период начала июня (фаза 2-4 листьев для рапса), что характеризовалось массовым летом бабочек. Предположение, что это первое поколение вредителя в связи с недостаточным числом проведенных наблюдений, оказалось ошибочным, и контроль за капустной молью не учел присутствия на тот момент всех стадий развития, а был направлен на гусениц младших возрастов. В результате популяция продолжила рост численности, и к 25 июля было уничтожено почти 50% площадей рапса.

После  фиксации  низкой эффективности инсектицидной обработки нами были проведены серии опытов по оценке влияния  отдельных элементов технологии применения средств защиты растений.

В результате выявлены следующие особенности:

  1. Тип препарата.

При массовой численности гусениц эффективны только контактно-кишечные инсектициды. Гусеницы моли имеют грызущий ротовой аппарат и перемещаются по растению своей большей поверхностью тела. Системные препараты предназначены для составления баковых смесей против этого вредителя в период начала его появления.  Системные препараты в чистом виде имеют биологическую эффективность ниже на 20-30% по сравнению с контактно-кишечными. Смесевые препараты с компонентами системного и контактного действия эффективны на уровне контактно-кишечных.

Заключение подтверждено опытным путем.

Опыт по оценке эффективности различных действующих веществ инсектицидов на гусениц капустной моли

Методика проведения опыта

По 20 гусениц каждого возраста помещались в чашки Петри (формировались индивидуально для каждого возраста) с обработанными разными препаратами листьями рапса. Обработку листьев проводили за 20 минут до помещения гусениц, норма расхода каждого препарата – согласно рекомендованной фирмой-производителем. Расход рабочего раствора – 200 л/га.

В отдельные чашки Петри помещались куколки фитофага, листья с яйцекладками. Учет проводился через 3 суток. Эффективность по бабочкам оценивалась через сутки.

Учет проводился через каждые 30 минут в течение 6 часов после помещения гусениц, затем через 12 часов и через сутки после обработки.

Биологическая эффективность инсектицидов против рапсовой моли, Новосибирск 2015 г.

Вариант Биологическая эффективность, %
Гусеницы (возраст) Яйца Куколки Имаго
I-II III IV
– альфа-циперметрин

(ци-альфа)

93 71 42 0 0 12
– лямбда-цигалотрин

(карате зеон)

94,7 75,4 47,7 0 0 15
– дельтаметрин

(децис профи)

92,6 73,6 41,2 0 0 12,8
– эсфенвалерат (семпай) 84,3 65,4 30,2 0 0 7,2
– малатион (карбофос) 93,5 74,1 37,9 0 0 11,4
– диметоат (БИ-58 новый) 88,6 62,3 21,1 0 0 4,3
– имидаклоприд (конфидор) 90,4 69,8 32,7 0 0 2,7
– тиаметоксам (актара) 91,1 70,1 33,8 0 0 3,2
– клотианидин (тайшин) 86,8 55,7 19,7 0 0 5,3
– диазинон 56,7 41,8 12,5 0 0 2,2
– пиримифос-метил

(актеллик)

94,3 78,3 11,7 3 1,2 3,7
– тефлутрин (форс) 77,5 63,2 9,7 0 0 1,1
– тиаклоприд (биская) 77,3 68,1 8,5 0 0 5,1

 

При этом отдельное внимание уделено скорости действия и поврежденности листьев в каждом варианте.

Установлено, что системные препараты имеют очень низкую скорость действия – гусеницы начинают погибать через 12 часов (диметоат, имидаклоприд, тиаметоксам) и за это время успевают повредить более 50% листа.

При использовании любого контактного препарата скорость действия варьировала от 30 минут (лямбда-цигалотрин и малатион) до 4,5 часов (эсфенвалерат). Вариант альфа-циперметрин имел скорость действия 1,5 часа. Поврежденность в этих вариантах составила лишь 7%.

  1. Защитный период.

В условиях массового отрождения гусениц ни один препарат не обладает защитным периодом в связи с тем, что химические продукты имеют пролонгированное действие по численности в пределах или выше ЭПВ на 50%.

При растянутом отрождении гусениц (которое наблюдается в настоящее время) численность фитофага ежедневно выше ЭПВ в десятки раз. Применение инсектицида направлено лишь на уничтожение гусениц, присутствующих на момент обработки. При скорости появления гусениц более 30 шт./кв.м в течение суток применение инсектицидов вызывало эффект отсутствия работы препаратов.

  1. Применение.

Эффективность препаратов любого типа на рапсе существенно снижает морфологические особенности культуры. Сильный восковой налет на листьях, с течением времени высокий стебель, присутствие большого количества ветвей, стручков и цветков не позволяют равномерно распределять рабочий раствор по всему растению. Дополнительно отрицательным фактором является восковой налет на всех частях рапса, в результате чего рабочий раствор не держится на растениях и не создает защитного экрана. Этот фактор зафиксирован при добавлении красителя в рабочий раствор при опрыскивании и оценке покрытия растений при обработке. При традиционном способе применения инсектицидов покрытие варьировало от 30 до 55% по разным предприятиям, т.е. больше половины растения не попадало под обработку и гусеницы продолжали свое развитие.

Биологическая эффективность инсектицида от покрытия растений туманом  (аэрозольные генераторы) действительно очень высокая (более 85%), но на расстоянии 30 м от края обработки.

Тип форсунки существенного влияния не имеет, важен объем рабочего раствора и качество покрытия растения.

  1. Эффективность по разным стадиям вредителя.

Все препараты  работают только против гусениц младших возрастов и частично уничтожают или стерилизуют бабочек. Препараты не работают по куколкам, яйцам и гусеницам старших возрастов! Отсутствие этих стадий вредителя при положительном опыте применения какого-либо препарата в прошлые годы связано со своевременностью применения инсектицида и циклом развития фитофага: уничтожив гусеницу младших возрастов, увидеть куколку уже невозможно, т.к. это следующая стадия развития вредителя. Сделав стерильной бабочку, мы не увидим гусениц, т.к. они появляются из яиц. Ни один препарат не работает по всем стадиям развития вредителя!

  1. Способы повышения эффективности инсектицидов в условиях массового развития рапсовой моли:

– применение прилипателей –  биологическая эффективность инсектицидов  повышается до  70% против 50% без прилипателя;

– объем рабочего раствора – не менее 200 л (оптимально 350-400) – для лучшего покрытия растений и предотвращения скатывания рабочего раствора с частей растений с восковым налетом.

В сложившихся условиях необходимо оптимизировать наблюдения за фитофагами, учитывая начало появления бабочек в природе. Прогноз численности на следующий сезон на 80% может дать учет зимующего запаса фитофага.

Проведенные почвенные раскопки и анализ растительных остатков в ряде хозяйств Западной Сибири позволили установить в основном нисходящий тип динамики численности капустной моли.  Он обусловлен абиотическими (ГТК в период лета бабочек последнего поколения) и биотическими факторами – пораженность болезнями (р. Fusarium).  Пораженность куколок связана с сочетанием проведенной химической обработки и понижения температуры воздуха в период окукливания более чем на 5-7 гр. С. Это означает, что на следующий сезон лет моли начнется в традиционные сроки и будет умеренным, основное развитие будет проходить на культуре. На сорняках будет развиваться диапаузирующее поколение. Следует учитывать, что при умеренной зиме лет будет очень растянутым (до 40 дней по первому поколению), что скажется на сроках появления гусениц. Также зимующий запас моли свидетельствует о двух пиках лета бабочек – в мае и в конце июня (по запасу куколок в почве).

В 10% хозяйств отмечен восходящий тип динамики численности вредителя, что в благоприятных условиях может привести к локальным вспышкам фитофага, подобным массовому развитию 2015 года.

Таким образом, наблюдения за крестоцветными молями в Западной Сибири должны проводиться комплексно и с необходимой периодичностью. Благодаря мониторингу и своевременной сигнализации, возможно контролировать фитофага принятыми методами (опрыскивание посевов контактными инсектицидами в период достижения гусеницами ЭПВ).

Елена ПОДДУБНАЯ,

кандидат с.-х. наук, [email protected]

Журнал «Агротайм», № 3(29) март 2016

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 59-37-69,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected],[email protected], [email protected]

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий