АГРОСТРАХОВАНИЕ. Барометр зрелости предпринимательства

grain-Степень застрахованности в любой сфере бизнеса многими специалистами признается своеобразным «барометром» зрелости предпринимательства. Причем особенно это актуально для сельского хозяйства, где к действиям злоумышленников и несчастным случаям прибавляются еще и погодно-климатические факторы, напрямую и часто влияющие на деятельность аграриев. Это и заморозки, проливные дожди, град, ураганы, нашествия саранчи и другое.

Достаточно вспомнить панические настроения российских фермеров недавно, в 2010 году, когда засуха и негативное воздействие саранчовых катастрофически и резко сократили урожай многих культур в Поволжье и Черноземье. Тогда аграрии в большинстве своем обращались за помощью только к государству, и лишь единицы получили компенсацию понесенных убытков в результате заключенных договоров со страховыми компаниями. И это в стране, значительно отличающейся по степени благоприятности климата от средиземноморских государств, где абсолютное большинство фермеров пользуется услугами страхования.

Алексей Игнатьев, пензенский фермер: «Я практически ничего не знаю о возможностях отечественного агрострахования. Кроме этого, я слышал, что мои знакомые бизнесмены, заключившие подобные договоры, получали страховую сумму, не адекватную своим убыткам из-за неверной оценки уровня страхового покрытия. Система абсолютно точно нуждается в усовершенствовании».

Отсюда и возникает вполне логичный вопрос – причиной настоящего положения дел является незрелость страхового сектора в России в целом или традиционный русский «авось», на который надеются фермеры? Конечно, этот вопрос предполагает обширную философскую подоплеку с «заездами» в темы политики, менталитета, истории и национальных привычек, но можно и обратиться к упрямым фактам. На прошедшем осенью 2014 года отраслевом мероприятии московский корреспондент журнала «Агротайм» выборочно опросил 36 представленных сельхозпредприятий на предмет того, пользуются ли они услугами страхования. Результаты оказались неутешительными даже при условии того, что в столичных выставках участвуют компании, явно обладающие средствами на продвижение и рекламные компании, а не живущие от выделения субсидий до следующей помощи от Минсельхоза. Итак, только пять фирм сотрудничали со страховыми компаниями.

Сергей Жмотко, калининградский производитель сельхозпродукции: «Для меня агрострахование слишком затратно, несмотря на государственную поддержку. В идеале оно должно быть комплексным и покрывать большинство рисков, связанных с моей деятельностью, кредитованием и лизингом».

Возможно, данный факт можно объяснить какой-то односторонностью именно аграрного страхования в России, его неразвитостью или тем, что оно затрагивает риски, не всегда востребованные представителями отдельно взятых отраслей АПК. Корреспондент «Агротайма» ознакомился с информацией, представленной на сайтах крупных страховых компаний, и пришел к мнению, что это предположение несостоятельно. Покрываемые страховые риски можно разделить на три большие подгруппы. В первой находятся природные явления – это засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, пыльные или песчаные бури, град, половодье, сильный ветер, иные опасные и неблагоприятные природные явления. Вторая объединяет различные техногенные аварии: например, прекращение подачи электроэнергии в тепличные комплексы или повреждение защитных сооружений. Последняя подгруппа включает в себя воздействие вредителей и противоправные действия третьих лиц. На первый взгляд, почти исчерпывающе.

То есть услуга аграрного страхования подходит практически для всех направлений аграрного сектора – овощеводство, садоводство, животноводство, рыбный промысел и другое. Тогда почему же данная услуга по-прежнему слабо распространена в России? Возможно, виной всему ориентация самих страховщиков на другие секторы бизнеса и небольшое внимание к аграрной отрасли. Но найти условия и предложения по сельскохозяйственному страхованию на сайтах таких «мастодонтов», как СД «ВСК», Росгосстрах, ОАО СК «Альянс» и СК «Согласие», не составило большого труда. То есть данная услуга для малого и среднего аграрного бизнеса предлагаема и продвигаема.

Алексей Карапетян, самарский бизнесмен: «Большая часть рынка страхования заточена под растениеводство, а остальное поровну распределили между страхованием сельхозтехники, имущества, животных и запасов продукции. Я развожу скот, и в случае падежа моя страховка не покроет мои убытки».

– Безусловно, после катастрофической засухи 2010 года страхование сельскохозяйственного сектора стало более востребовано в целом в России. Тем не менее,  всплески продаж можно наблюдать, скорее, в рамках одного региона.  Увеличение спроса в  отдельном регионе возрастает в случае наличия предпосылок к  опасным природным явлениям в период посевной кампании. Также прирост страховой премии очевиден в регионах, в которых  представители органов АПК уделяют особое внимание на  развитие  сельскохозяйственного страхования в субъекте.  Консолидирование проводимых мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровне,  безусловно, ведет к популяризации сельскохозяйственного страхования на всей территории России, – заявляет Татьяна Мельникова, начальник Управления андеррайтинга и методологии сельскохозяйственных рисков страховой компании «Согласие».

К сожалению, путем исключения в результате остается все тот же русский «авось». Аграрии надеются на этот эфемерный принцип, а когда в очередной раз сталкиваются с его несостоятельностью, обращаются к государственной поддержке, которая, в противном случае, могла быть направлена на развитие перспективных направлений АПК и увеличение показателя импортозамещения. Еще одним неблагоприятным фактором является распространенное отмывание денег через серые схемы аграрных фондов и фермерских хозяйств, монополизировавших отечественный рынок. От этого страдают мелкие фермеры и бизнесмены, желающие работать в безопасных условиях с компаниями, получившими лицензии по открытому тендеру.

Игорь Семенченко, калининградский фермер: «Я пришел заключить страховой договор с фондом, и мне настойчиво указали на конкретную компанию, в которой я должен был застраховаться – в противном случае мне откажут в данной услуге.  Не хочу, чтобы за мой счет наживались частные страховые фирмы, выставляющие драконовские условия».

Но представители тех же страховых компаний отмечают и положительную тенденцию – настоящее положение дел, по мнению многих страховщиков, просто невозможно сравнить с периодом до 2010 года, когда аграрное страхование являлось каким-то явным излишеством, более актуальным для заевшегося Запада. За прошедшие 5 лет все больше аграрных компаний, особенно в крупных городах (не только Москва и северная столица, но и мегаполисы Поволжья, Черноземья, Северного Кавказа и Сибири), понимают важность заключения страховых договоров и обеспечения безопасности своего бизнеса.

– Скачки развития сельхозстрахования не связаны с погодными условиями, наблюдавшимися в том или ином году в ряде субъектов, а привязаны к нормативной базе и размеру выделяемых субсидий на данный вид страхования. Объем страхования напрямую зависит от размера выделяемых субсидий на данный вид страхования, так как без субсидирования оплата страховой премии большинству страхователей вряд ли окажется под силу, – в свою очередь отмечает Олег Блинков, руководитель центра сельскохозяйственного страхования ООО «Росгосстрах», председатель комитета по методологии сельскохозяйственного страхования Национального союза агростраховщиков.

Таким образом, целью данного материала являлось не сокрушение о том, что в России все было и есть плохо, а констатация того факта, что сельскохозяйственная отрасль в стране находится не в застое, а продолжает развиваться. Это особенно актуально в условиях увеличения конкуренции и текущего положения дел, когда аграрии вынуждены наращивать производство, чтобы компенсировать отсутствие на российском рынке запрещенных импортеров из западных стран. «Авось» остается в прошлом, производители заботятся о своем бизнесе и стремятся развивать его. Данный вывод подтверждает и мнение непосредственных представителей страховой отрасли.

Напомним и то, что с 2015 года в аграрном страховом законодательстве России произойдут определенные изменения. Так, Владимир Путин одобрил ряд поправок об агростраховании, предполагающих государственную поддержку в отрасли сельского хозяйства и сельскохозяйственного страхования. Согласно данным поправкам, максимальный размер агрегатной безусловной франшизы или безусловной франшизы будет снижен до 30% (с первоначальных 40%) от страховой суммы. При этом Министерство сельского хозяйства получит право уменьшать размер франшизы по определенным видам посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственного скота.

Кроме этого, страхование будет осуществляться исключительно по риску утраты, под которой законодательство подразумевает сокращение фактического урожая сельскохозяйственных культур. Таким образом, страховка будет выплачиваться при снижении запланированного урожая на 25% (и более) начиная с 2015 года, тогда как в 2016 году эта планка опустится до 20%. Данные пороги, по мнению комитета Госдумы по аграрным вопросам, увеличат число сельскохозяйственных производителей, которые ранее не интересовались страхованием своего урожая.

Анна РОМАНОВА

Журнал «Агротайм», № 3(17)

 По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

 644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

 8(3812)92-51-56, 59-37-69, 8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,  [email protected], [email protected], [email protected]

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий