Агрострахование. Пока не грянет гром…

агрострахование Система агрострахования в России далека от совершенства (и это еще мягко сказано). Так считает большинство аграриев, страховщиков, чиновников. Возможно поэтому, несмотря на внесенные в последние годы поправки в законодательство, процент застрахованных посевов, к примеру в Омской области, не достигает и четверти от общей посевной площади. А природа в прошлом году устроила сибирским сельхозтоваропроизводителям самый настоящий страховой случай, завалив снегом часть урожая. Чем не повод в очередной раз задуматься об агростраховании?!

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, на 1 декабря 2014 года общая площадь застрахованных посевов сельскохозяйственных культур составляла 707,0 тыс. га или 23,4 % от общей посевной площади, что на 124,6 тыс. га (в 1,2 раза) больше уровня 2013 года. В Министерство предоставлены документы на получение субсидии из областного и федерального бюджетов 95 хозяйствами области по страхованию посевов. Общий размер выплаченных субсидий – 135,1 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета – 101,8 млн. рублей, из областного – 33,4 млн. рублей. Договоры страхования с государственной поддержкой заключены на общую сумму страховой премии 270,3 млн. рублей, что в 1,4 раза больше уровня предыдущего года.

Сравнительно недавно стало возможным страхование с государственной поддержкой и сельскохозяйственных животных. В 2014 году в Омской области таким образом застраховано 15720 голов  крупного рогатого скота (на 2277 голов больше, чем в 2013 году); свиней – 9706 голов (на 1019 голов больше, чем в 2013 году); птицы – 3030737 голов (на 1236 голов больше, чем в 2013 году). Общая сумма страховой премии по животноводству составила 15,4 млн. рублей.

Как отмечает начальник управления растениеводства и механизации регионального Минсельхозпрода Владимир Калашников, специалистами ведомства проводится подготовительная, разъяснительная работа со страховыми компаниями и товаропроизводителями по вопросам страхования сельскохозяйственных объектов с государственной поддержкой в 2015 году.

– В Омской области агрострахованием занимаются филиалы ОАО СК «Межбанковская региональная страховая компания», ТСК «Перспектива», ЗАО СК «Россельхозбанк-Страхование», ОАО «АльфаСтрахование», – говорит Владимир Анатольевич. – Каждая страховая компания имеет своих постоянных клиентов. Между участниками страхования выстроены доверительные отношения. Агенты компаний отрабатывают вопросы и условия агрострахования непосредственно с сельхозтоваропроизводителями. Представители нашего Министерства на совещаниях, встречах с руководителями, главами КФХ агитируют их сглаживать риски с помощью страхования, аграрии региона ведут свое производство в зоне резко континентального климата, в условиях рискованного земледелия. Наиболее показательным стал 2012 год, когда случилась засуха и сельхозтоваропроизводители нуждались в особой помощи, но, к сожалению, посевы не были застрахованы и рассчитывать аграриям особо было не на что. Поэтому мы ежегодно информируем и агитируем аграриев о необходимости страхования, с целью сохранения и приумножения своих финансов.

Казалось бы, статистика свидетельствует о росте темпов агрострахования, отраслевое ведомство проводит определенную разъяснительную работу в данном направлении. Но почему данный процесс идет с «пробуксовками»? Что мешает сельским товаропроизводителям защитить себя от непредвиденных финансовых промахов?

Анна Ромина, директор Омского филиала  ЗАО СК «РСХБ-Страхование», называет несколько причин отказа аграриев от услуг страховых компаний:

– У большинства хозяйственников нет четкой убежденности в том, что страхование важно и нужно. Агрострахование – это своего рода показатель зрелости предпринимателя. И многие из тех, кто понимает необходимость данной меры и вроде бы готов  заключить договор, часто  сомневаются, что страховые премии будут выплачены. А чем дальше сельхозтоваропроизводители откладывают решение этого вопроса, тем меньше у них остается времени  и средств на обдуманный шаг  –   поздней весной просто некогда изучать и просчитывать риски и условия страхования, появляются расходы на посевную. Ну и, наконец, по мнению аграриев, должна случиться просто катастрофа, чтобы наступил страховой случай: 30 % убытков и низкого показателя урожайности при нынешнем техническом оснащении хозяйств зафиксировать не получится.

Анна Борисовна рекомендует руководителям сельхозпредприятий «готовить телегу зимой»: сейчас, когда на полях еще плотным ковром лежит снег, а в закромах хранится зерно, да и реализуется по хорошей цене, не истрачены все средства, не навалился весенний предпосевной груз, нужно задуматься о страховании, посидеть, обсудить, что оно даст, каковы условия, риски и т.п.

–  2014 год показал, насколько необходимо агрострахование в Омской области. Многие хозяйства оставили часть урожая под снегом, убытки исчисляются у некоторых предприятий десятками миллионов, а этой проблемы можно было бы избежать, потратив десятую или даже сотую долю от этой суммы на страхование посевов. Это был реальный страховой случай, поскольку погодные условия не позволили в полном объеме и в срок убрать выращенный урожай. Нашей компанией в Омской области страховые выплаты не производились – заключившие с нами договоры страхования хозяйства об убытках не заявляли, они завершили уборочную кампанию вовремя (а в 2012 году, например, нами было выплачено 9,5 млн. рублей), – отмечает Анна Ромина.

Думается, в этом нет ничего удивительного. Если сельхозформирование находит средства для заключения договора страхования, то это свидетельство и его финансового благополучия, и кадровой обеспеченности, и технического оснащения, и дальновидности руководства.

– Есть поверье: застрахован – защищен, – уверена Анна Борисовна. – Insu в переводе защита, а не страх (Insurance – страхование). И этим нужно пользоваться. Тем более, в этом году уже принят закон во втором чтении, согласно которому изменились условия агрострахования – уменьшились франшиза с 40 до 30 % и барьер: если раньше страховой случай начинался с убытков  с 30 %, то теперь этот показатель снижен до 25%. Минсельхозу следует еще поработать над критериями страхования, чтобы они были более мягкими и ориентированными на природно-климатические условия того или иного региона, а не общими для всей России. Также у агрария должен быть выбор в размере франшизы. Скорее всего, все это вкупе приведет к росту цены на страховку, но сделает ее более востребованной.

Пока российские законы агрострахования претерпевают реформы, изворотливые дельцы умело находят лазейки для «отмывания» бюджетных средств. По действующему законодательству хозяйство выплачивает 50% страхового взноса, а 50% премий страховщику компенсирует государство. Документы об оплате взноса и заключении договора страхования передаются в Минсельхоз. После проверки документов и принятия положительного решения бюджетная субсидия перечисляется на счет страховой компании. Полученные деньги делятся между хозяйством и страховщиком в примерном соотношении 80 к 20. Естественно, при наступлении реального страхового случая фиктивная страховка ущерб аграрию не покроет. Примерно так и выглядит «серая» схема агрострахования. По словам представителя омского Минсельхозпрода Владимира Калашникова, в настоящее время для нашего региона это не актуально, «схемники» остались в прошлом, в 2006-2007 годах. Свежо предание, но верится с трудом, что любители легкой наживы так быстро сдались.

Но не будем углубляться в «уголовное прошлое», а узнаем, с какими планами наши аграрии готовятся к новому сельскохозяйственному сезону, появится ли в их статьях расхода оплата страховки.

Владимир Гекман, директор ЗАО «Кутузовское», старается страховать посевы сельхозкультур.

– Четыре года из последних пяти лет посевные площади нашего хозяйства были застрахованы, – делится опытом Владимир Александрович. – Мы изучаем ситуацию – погодные условия, прогнозы, показатели средней урожайности за 5 лет. В этом году еще не решили, воспользоваться ли услугами агрострахования. Время в запасе еще есть, надо подумать, просчитать, изучить нововведения. У нас однажды был страховой случай, и мы получили страховую премию. Договор страхования был коммерческий, без госучастия. Посевы пшеницы наиболее подвержены засухе, мы их и застраховали, причем оформили не по атмосферной, а по почвенной засухе. Иначе бы не доказали факта страхового случая. Можно сказать, что в тот раз мы просто угадали.

Думаю, интуиция тоже неплохой инструмент для успешного ведения бизнеса, особенно когда подкреплена опытом и знаниями. Насколько шестое чувство у аграриев будет обострено в этом году – покажут итоги уборочной кампании. А пока есть время и подстраховаться…

Ольга КАДУШКИНА

Журнал «Агротайм», № 2(16)

 По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

 644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

 8(3812)92-51-56, 59-37-69, 8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,  [email protected], [email protected], [email protected]

 

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий