От омичей, Китай, ячмень принимай!

DSCN1451Китайская экономика, считающаяся на сегодняшний день второй в мире, вот-вот станет первой. Товары из Поднебесной заполонили мир, недаром говорят: куда бы ты ни поехал, сувениры все равно привезешь китайские. При этом и российские бизнесмены поглядывают на рынок КНР как на одно из перспективных экспортных направлений. В частности, разработанная и уже два года реализуемая в Омской области так называемая  Пекинская программа нацелена на построение на территории Сибирского федерального округа системы крупномасштабного производства пивоваренного ячменя, а также других зерновых культур и их экспорта в Китайскую Народную Республику и страны ШОС.

Напомним, данный проект инициирован Союзом производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции и Союзом зернопроизводителей России, поддержан Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством экономического развития РФ, администрацией Омской области,  для целей реализации проекта создана компания-оператор: ООО «Омская зерновая компания». Наряду с инициаторами участниками программы являются 15 крупнейших солодовенных и пивоваренных компаний КНР, производящие более трех  миллионов тонн солода и 50 миллиардов литров пива соответственно, и сельскохозяйственные компании и производители Омской области и Сибирского федерального округа. При этом круг участников проекта не закрыт.

По словам Виталия Эрлиха, министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области, производимый в области пивоваренный ячмень полностью удовлетворяет международным требованиям, в частности потребностям местного пивоваренного предприятия – Омского филиала ОАО «САН ИнБев», но и за рубеж есть что отправить.

– В прошлом году мы произвели 170 тысяч тонн пивоваренного ячменя, а потребности САН ИнБев – всего порядка 30 тысяч тонн, – отмечает глава регионального Минсельхозпрода. – Таким образом, резервы есть и экспорт пивоваренного ячменя для нас – это развивающееся направление. Наш Сибирский НИИ сельского хозяйства занимается селекцией пивоваренного ячменя. Однако наша задача – зайти на рынок КНР не только с пивоваренным ячменем, но и с продовольственным зерном, другой сельхозпродукцией. Пока омскому зерну в силу транспортных издержек трудно пробиться к морским портам, а вдобавок в прошлом году отменен льготный железнодорожный тариф на зерноперевозки. Также пока еще не решены на правительственном уровне вопросы ветеринарных стандартов, качественного соответствия экспортных сельхозтоваров.

Никто не спорит о преимуществах и даже необходимости поставок российской продукции на рынки Юго-Восточной Азии, особенно в свете последних экономических санкций против РФ со стороны Евросоюза. Да и экспортный потенциал у нашей страны имеется.

– В Российской Федерации  в доперестроечный период валовой сбор зерна составлял 120 млн. тонн. За последние десять лет этот показатель снизился в среднем до 85 млн. тонн. Однако в России есть возможность увеличить производство зерна до 130 млн. тонн, экспортный потенциал при этом возрастет до  40-45 млн. тонн, тем самым улучшив экономику сельхозтоваропроизводителей, – говорит Павел Скурихин, президент Национального союза зернопроизводителей. – Однако на сегодняшний день есть проблема, которая требует незамедлительного решения. Задолженность сельхозтоваропроизводителей к началу этого года составила около 2 трлн. рублей. В рамках обычной сельскохозяйственной деятельности текущая задолженность отрасли не может быть погашена в ближайшие десятилетия предприятиями самостоятельно. Низкая финансовая обеспеченность крайне негативно отразилась на технической оснащенности хозяйств, в результате чего не соблюдаются сроки уборки – убираем урожай не 5-10 дней, а месяц и более, что приводит к потерям до 20 % урожая. В рамках развития растениеводческой отрасли в РФ разработана большая программа, направленная не только на увеличение производства зерна, но и улучшение его качественных показателей.  Второй год осуществляется несвязанная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей. Однако из-за низкого финансового положения аграриев  размер субсидий, конечно, для них слишком мал. В результате не проводится техническое перевооружение сельхозпредприятий, не применяются в нужном объеме минеральные удобрения и средства защиты растений. Также мы считаем, что требует модернизации и расширения инфраструктура хранения и переработки собранного урожая.

Как отмечает Павел Скурихин, государственной программой развития отечественного АПК до 2020 года предусмотрены определенные меры поддержки по перечисленным выше вопросам, но полагаться только на государство недостаточно.

– Отчетливо видно, что отрасль серьезно нуждается в привлечении инвестиций, – говорит руководитель НСЗ. –  Мы считаем, что источником инвестиций в отечественный агропромышленный комплекс могут стать не только российские, но и зарубежные инвесторы. И интерес с их стороны есть. Во всем мире понимают, что Россия является и может быть в долгосрочной перспективе гарантированным поставщиком зерна исходя из своей суверенной независимой политики. Т.е. ориентируется только на свои интересы, кому и по какой цене  продавать зерно. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации, что дает экспортерам неоспоримые преимущества. Они создаются за счет снижения ввозных пошлин в те страны, в которые мы зерно экспортируем. Сегодня фактически только зерно является стабильно экспортируемым товаром, который производит агропромышленный комплекс.

Приводя анализ текущей ситуации с российским экспортом, Скурихин подчеркивает, что на сегодняшний день крупнейшим покупателем отечественной пшеницы на мировом рынке является Египет, фуражного ячменя –  Саудовская Аравия. Также зерно покупают те, кто из него после делает муку и перепродает в другие страны, прежде всего Северной Африки и Ближнего Востока. Значительное количество стран-потребителей российского зерна субсидирует цены на хлеб в своих странах, т.е. продают фактически дешевле, чем покупают. Следовательно, они заинтересованы в долгосрочных контрактах по согласованной формуле цены и готовы платить премию за гарантию стабильных поставок. Для организации таких поставок Россия может поддержать создание инвестиционных союзов со странами-потребителями в целях формирования вертикально-интегрированных комплексов по производству, хранению, поставкам зерна в форме частных компаний на конкурентной основе. При этом для иностранных инвесторов вложение средств в агропромышленный комплекс России имеет целый ряд инвестиционных преимуществ. В качестве практического примера такого проекта Павел Скурихин привел ту работу, которую сейчас ведет Сбербанк и инвестиционная компания Invest AD, входящая в состав суверенного инвестиционного фонда Абу Даби, по созданию инвестиционного фонда для инвестирования в производство зерна в России.

– Национальный союз зернопроизводителей при участии Минсельхоза России, совместно  с Invest AD провел большую работу по привлечению заинтересованных инвесторов из стран-потребителей зерна – таких, как Египет, Арабские Эмираты, Судан, Ирак, Саудовская Аравия, Иордания, Бахрейн, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Но для использования средств инвестиционного фонда необходимо сначала реструктуризировать сложившиеся долги сельхозтоваропроизводителей. Это непростой комплексный вопрос, и в настоящее время ведется активное обсуждение вариантов его решения. По вопросу сокращения задолженности по кредитам предприятиями АПК России президентом дано поручение Правительству страны.

На совещании в Ставрополе Национальный союз зернопроизводителей предложил президенту РФ Владимиру Путину свой вариант реструктуризации. Мы предложили реструктуризировать задолженность сельхозтоваропроизводителей посредством выпуска государственных векселей или облигаций  сроком на 10-20 лет. Предложение в целом нашло поддержку у главы государства, и, я думаю, это будет иметь развитие, – говорит президент союза зернопроизводителей. –  На недавнем совещании в МСХ нашим союзом также было предложено несколько мер по снижению закредитованности хозяйств. Национальный союз зернопроизводителей понимает проблемы отрасли и принимает участие в их разрешении. Наша цель не только повысить объемы зерна, но и обеспечить этому зерну высокомаржинальные рынки сбыта на основе долгосрочных контрактов со странами-потребителями в различных регионах мира. Поэтому с наращиванием производства необходимо развивать зерновую инфраструктуру.

На сегодняшний день транспортно-логистические издержки в России на  40 процентов выше, чем в других странах. Связано это как с перевозкой на длинные расстояния, по некоторым регионам превышающие 3,5 тыс. км, так и с действующими железнодорожными тарифами. Затраты на транспортировку 1 тонны зерна из регионов Сибири и Урала, к примеру, могут превышать 2 тысячи рублей. При неблагоприятной ценовой конъюнктуре такая тарифная нагрузка  становится заградителем для транспортировки зерна в другие федеральные округа и на экспорт.

Рост экспортного потока зерна напрямую зависит от расширения портовых возможностей как в Азово-Черноморском бассейне, так и на Дальнем Востоке Российской Федерации. Отсутствие портового терминала на Дальнем Востоке наряду с крайней изношенностью вагонного парка зерновозов и высокой стоимостью их аренды приводит к сдерживанию экспорта, особенно в страны Восточной и Юго-Восточной Азии.

– И  мы понимаем, – продолжает Павел Скурихин, – для того чтобы наш ячмень попал в Китай, необходимо обеспечить логистические возможности по приемлемой цене, чтобы большая ее часть приходилась именно на уплату пивоваренного ячменя сельхозтоваропроизводителям, а не на железнодорожный тариф и аренду вагонов. Вместе с тем выход нашей продукции на динамично развивающийся зерновой рынок этих стран позволит повысить наши экспортные возможности дополнительно на 10 млн. тонн. Тем более что многие азиатские партнеры ищут возможность поставок сельскохозяйственной продукции из Российской Федерации, а также, что еще более ценно, инвестируют в российское сельское хозяйство. В частности, Япония делает целенаправленные шаги по совместному строительству зернового терминала на Дальнем Востоке. Кроме того большой интерес по размещению заказов на производство ячменя на территории России, как мы видим, проявляет Китай. В этой программе Национальный союз зернопроизводителей совместно с Национальным союзом производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции плодотворно сотрудничают с китайскими партнерами. Таким образом, этапами стабилизации развития производства зерна в России должны стать: первое – реструктуризация сложившихся задолженностей сельхозтоваропроизводителей, второе – создание инвестиционных фондов и привлечение средств инвесторов в сельхозпредприятия, третье – создание торговой модели на основе подписания прямых (минуя посредников) долгосрочных контрактов со странами-потребителями зерна. Современные тенденции обеспечения мира продовольствием создают предпосылки для дальнейшего развития отечественного производства зерна, но для обеспечения стабильной и позитивной динамики развития зерновой отрасли, необходимо объединить усилия отечественных и зарубежных участников этого процесса. Вместе с государственными мерами поддержки это позволит значительно расширить экспортный потенциал страны, обеспечить при этом внутреннюю продовольственную безопасность и будет способствовать эффективному решению глобальной продовольственной проблемы.

Зная все вышеперечисленные проблемы производства и сбыта зерновых культур, в том числе ячменя, Александр Мордовин, президент Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции, еще в 2008 году задумался о китайском рынке как о перспективном направлении экспорта. Результатом исследований, встреч, переговоров и стала разработка программы, получившей впоследствии название Пекинской.

– Пекинская программа уже известна и в Омской области, и в РФ, и в странах Шанхайской организации, в первую очередь в Китае, – говорит Александр Мордовин. – На Китай приходится более четверти мирового производства пива. 13 % от солодовенных производств мира расположены в КНР. Россия – также немаловажный игрок рынка, хотя продолжает завозить пивоваренный ячмень и солод из зарубежья. По мировым макроэкономическим законам, в странах-производителях  10 % от валового сбора фуражного ячменя составляет пивоваренный ячмень. Доля России в производстве кормового ячменя составляет 10,6 %, а доля Китая – 1 %. Таким образом, пивоваренного ячменя в Китае практически нет. А значит, осуществляется его большой завоз в страну. По прогнозам, в этом году в Китае ожидается неурожай ячменя, и импорт может составить более 3 млн. тонн, а общая потребность превышает 5 миллионов тонн зерна этой культуры.  Ячмень, как и в прошлые годы, будет завозиться из Канады, США, Австралии, ЕС. В 2013 году и Украина получила разрешение на экспорт ячменя в Китай, даже получила 3 миллиарда (!) долларов предоплаты. Просто недопустимо, что такая сумма прошла мимо российского АПК. По Пекинской программе сибирский регион должен стать основным поставщиком ячменя в Китай, и 10 млн. тонн в год – это только ориентир.

Как уже говорилось выше, Пекинская программа реализуется уже второй год. Президент Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции отмечает ее успехи:

– Во-первых, программа включена в список проектов, реализуемых при поддержке Российско-Китайской межправительственной комиссии по подготовке встреч глав правительств. Во-вторых, оказывается поддержка реализации программы со стороны Управления делами Президента РФ В. Путина. В-третьих, создана российско-китайская рабочая группа по сельскому хозяйству межправительственной комиссии по подготовке встреч глав правительств. В октябре этого года в Пекине состоится ее первое заседание. В-четвертых, заключено рамочное соглашение между МСХ РФ и Главным государственным Управлением по контролю качества, инспекции и карантина о возможности поставки российского зерна в КНР. В-пятых, подана заявка на аккредитацию Омской области в качестве первого региона РФ – поставщика зерновых в КНР. Ну и заключена предварительная договоренность с заместителем министра Главного управления КНР по контролю качества, инспекции и карантина Вэй Чуаньджуном о возможности аккредитации Омской области.

Итогом  усилий двух отраслевых союзов и переговоров должно стать разрешение на поставки зерна с нарастающим потоком. Сегодня мы уже готовы поставить первые небольшие партии пивоваренного ячменя в КНР.  Надо решить политическую ситуацию. Мы проделали всю работу, которую должны проводить госорганы, убедили китайскую сторону в качестве российского ячменя.

– Теперь предстоит создать инфраструктуру проекта; системы отношений участников; системы продвижения результатов работы проекта на рынок КНР, – определяет план работ на будущее Александр Мордовин. – А это и строительство элеваторов, и зерновых терминалов, и семенного завода, и расширение возможностей транспортной логистики (авто, ж/д транспорт). Необходимо развивать эффективное семеноводство, отдавая преимущество российской селекции. Также предстоит добиться получения статуса федеральной программы, урегулировать ценовую и тарифную системы. Мы должны сделать все возможное, чтобы на китайском рынке была не только российская аквакультура, которая на сегодня составляет 97% от всего экспорта продукции российского АПК в КНР, но и другие позиции. Наш союз поддерживает пивоваренную отрасль, при этом считаем, что первично должно развиваться именно отечественное независимое пивоварение, должны реализовываться принципы трех «К», которые сформулированы нашей организацией: Культура потребления, Качество продукции, Контроль государства. Эти постулаты следует соблюдать и при продвижении российского зерна на китайский рынок.

Предполагается, что реализация Пекинской программы даст новый импульс, а главное финансовые средства, для эффективного развития аграрной науки. И уже сегодня омским ученым есть что предложить китайским партнерам.

– Нынешние успехи наших зернопроизводителей – не только хорошие природно-климатические условия, но и профессионализм кадров, ответственный подход к своему делу, правильно выбранные сорта и технологии. Совокупность этих качеств обеспечивает развитие отрасли в регионе и позволяет быть Омской области одной из первых в Российской Федерации по производству зерна. Мы получаем высококачественное зерно, которое является улучшителем в ряде регионов при производстве хлебопродуктов, – говорит Иван Храмцов, директор Сибирского НИИ сельского хозяйства,  академик РАН. – Сорта омской селекции – нашего НИИ и Омского государственного аграрного университета – занимают порядка 10 млн. га, ни один регион не может похвастать такими показателями. На самом деле у нас большие возможности и по пивоваренному ячменю, хотя ему не уделялось должного внимания. Последние годы при проведении исследований делаем упор на сорта, которые будут востребованы не только в Омской области, но и в КНР. В ходе проведенных двухлетних испытаний мы получили неплохие результаты – в принципе предложенные нами сорта удовлетворяют по качественным показателям (белок, всхожесть, энергия прорастания и т.д.) китайскую сторону. По итогам трех лет испытаний можно будет сделать окончательные выводы. Однако уже в этом году мы планируем сформировать и отправить в Китай небольшой объем товарного зерна, чтобы там смогли провести испытания и сварить пробные партии пива.

Таким образом, общественные и научные организации, представители госструктур уже два года пытаются «прорубить окно» в Китай.  Ну а сами производители ячменя и других зерновых, думаю, активнее станут лишь тогда, когда на деле почувствуют свою выгоду. И пока транспортная нагрузка на тонну зерна, как говорилось выше, составляет около 2 тысяч рублей на перевозки как по России, так и за ее пределы – вряд ли аграрии предпочтут валютные договоры более привычным рублевым. Ходить по проторенным дорожкам всегда легче. Вот и сейчас небольшие хозяйства и мелкие трейдеры ждут, когда мощная артиллерия – крупные холдинги – проложат путь на столь желанный и пока недосягаемый китайский рынок.

Ольга КАДУШКИНА

Журнал «Агротайм», № 7(9) июль 2014 г.

По вопросам размещения рекламы в журнале «Агротайм» обращаться:
8 (3812) 59-37-69, 8-908-311-53-34, 8-913-645-49-26, [email protected]

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий