Масличные. Идет борьба за сырье

В Омской области ежегодно растут посевные площади под масличными культурами, при этом мощности для их переработки загружены менее, чем наполовину. В частности, маслоэкстракционный завод ГК «Благо» в зимний период действовал лишь на треть своих возможностей. Как нарастить объемы производства этого и других перерабатывающих предприятий и заинтересовать аграриев поставлять им сырье?

По данным статистики, в 2019 году в Омской области было произведено 260 тысяч тонн масличных. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия региона Николая Дрофы, сейчас актуален вопрос увеличения посевов масличных культур и загрузки в полном объеме имеющихся в области перерабатывающих мощностей.

Подвигнуть сельхозтоваропроизводителей сеять масличку должны дотации государства. Глава аграрного ведомства отмечает, что с начала 2020 года несвязанная поддержка будет распространяться практически на все масличные культуры, кроме рапса и сои, и разделилась на две части: компенсирующую и стимулирующую. Малые предприятия могут рассчитывать на обе, крупные – только на стимулирующую. В первом случае есть возможность получить 156 рублей на гектар, стимулирующая субсидия составляет 700 рублей на гектар, но здесь действует условие по внесению удобрений. Так, если аграрий подает документы на получение стимулирующей части несвязанной поддержки, то должен вносить не менее 12-ти килограммов действующего вещества минеральных удобрений на гектар посевной площади.

– Вся переработка по разным направлениям на сегодняшний день загружена объемами от 43% до 67%. И тенденция такова, что в регионе появляются все новые перерабатывающие мощности при условии неполной загрузки уже действующих. Борьба за сырье будет всегда, и нужно находить мирные пути договоренности. Фермер должен понять, что он всегда будет иметь место для сбыта своей продукции. Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы основной завод, который у нас есть на территории, был полностью загружен. Но при этом понимаем, что любому аграрию важна цена сбыта, а также комфортность сдачи – время простоя машины, удобство разгрузки и так далее, – подчеркнул министр.

Чиновника поддерживает и заместитель генерального директора ГК «Благо» Дмитрий Фосман:

– Маслоперерабатывающее предприятие считается эффективным в случае, если перерабатывает более тысячи тонн, предприятие в Омске – делает меньше. Какой выход мы видим? Договариваться: находить совместные точки по срокам поставки сырья масличных.

Он подчеркивает, что в компании готовы подписывать с фермерами так называемые договоры о намерениях, с указанием конкретной цены и сроков приемки сырья, но только в том случае, если еще до сдачи у компании будет хотя бы примерное понимание получаемых объемов. Для фермеров – это больное место. Далеко не все готовы и могут с точностью назвать итоговый выход продукции – слишком рискованная в омском регионе зона земледелия, страшно подписать договор, а потом, в случае невыполнения условий, быть вынужденным платить крупные штрафы. Не всегда устраивает и предложенная переработчиком цена – хорошо, не одно предприятие готово принять сырье, а значит, есть возможность поторговаться. Но в ГК «Благо», например, поясняют, что цена практически у всех переработчиков одинаковая: она складывается из цены на бирже минус логистика, важно, чтобы оставалась «маржа» у приемщиков – не менее пяти рублей.

– Мы готовы платить в тот же день, нам нужно просто понимание по объемам. Все что есть мы будем покупать, чтобы максимально заполнять имеющиеся у нас мощности. Мы готовы подписывать контракты в любое удобное время в случае, если у нас будет такое понимание, – говорит Дмитрий Фосман.

Те объемы, которые сегодня готовы производить и сдавать омские фермеры – пока тайна за семью печатями, и мало кто готов ее раскрывать. А переработчики готовы принимать много сырья, и не только перерабатывать здесь, но и отправлять на экспорт. В последнем случае все более чем прозрачно и с ценами, и с объемами.

– Рапсовое масло, например, имеет прозрачное ценообразование. Его доля в относительных цифрах небольшая, более 50% на мировом рынке занимают пальмовое масло и соевое, у подсолнуха доля значительно ниже.

Мы становимся, в основном, экспортерами: более трех миллионов тонн экспортируем. Важно понимать, какую культуру готовы покупать другие страны, – подчеркивает представитель ГК «Благо».

У аграриев Омской области свои условия. Большинство говорит о том, что для того, чтобы вести плановую работу, нужна предоплата от переработчиков. Причем вносить эту предоплату, по мнению фермеров, переработчик должен тогда, когда только произведен сев. Тогда и объемы предсказать можно, и договор заключить с компанией – денежная страховка лучше любого договора о намерениях защитит фермера. Опять же только его, а у переработчика в этом случае – гарантий никаких.

Директор ООО «Нива» Горьковского района Владимир Бондаренко считает, что необходимо учить аграриев работать с рапсом.

– Сделайте образцовые хозяйства и научите земледельцев выращивать рапс. Объясните, как это сделать грамотно, – обратился аграрий к руководству ГК «Благо». – Люди боятся вложить деньги и ничего не получить. Кроме того, должен существовать какой-то государственный заказ. Вам в любом случае необходим какой-то минимум, которым нужно заполнять мощности, чтобы они не простаивали. А рапс в области есть, важно, чтобы фермерам было выгодно его продавать именно вам.

Прийти к какому-то общему знаменателю производителям и переработчикам пока не удается. Однако работа в этом направлении идет напряженная. В частности, как рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Иван Трофимов, с подачи омского аграрного ведомства вносятся изменения в некоторые постановления, связанные с компенсацией различных затрат аграриям.

– Омск получил как минимум 463 тысячи тонн на перевозку сырья (имеется в виду квота, выделенная Омской области – прим. автора), эта льгота начала работу с 23 февраля, здесь компенсируется провозная плата и все, что с этим связано, – отметил замминистра. Есть небольшие подвижки и по поводу субсидирования круглогодичных перевозок: правда, пока только в направлении Дальнего Востока.

Если говорить о мировых тенденциях по масличным, то по итогам 2019-2020 года по всему миру было собрано около 63 миллионов тонн рапса. Основные производители рапсового сырья – страны Евросоюза, Китай, Казахстан, Россия. При этом в прошлом году было зафиксировано очень серьезное падение урожая рапса, в основном, за счет стран ЕС из-за неурожая, а Россия приросла по объемам рапса примерно на 200 тысяч тонн. Как прогнозируют эксперты, спрос на культуру останется в 2020-2021 году на текущем уровне, и цены будут поддерживаться на достаточно высокой отметке. А в связи с сокращением экспорта рапса из Канады ожидается рост поставок сырья и продуктов переработки из России. Отмечается, что рапс – это наиболее перспективная масличная культура в мире, у нее очень широкое потребление, большая часть перерабатывается на биотопливо, также идет постоянное увеличение потребления рапсового масла и шпрота. А у льна, например, шрот – это уязвимое место за счет своей специфики, оболочки. Из-за этого конечный покупатель не готов приобретать льняной шрот. Рапсовый шпрот более высокопротеиновый по сравнению даже с подсолнечным. В прошлом году Китай аккредитовал Россию как поставщика рапсового шпрота. Таким образом, рапс с точки зрения перспективы, доли рынка и качественных показателей – фундаментальная и интересующая рынки экспортная культура. По льну же большой перспективы эксперты не видят – не особо понятен его конкретный потребитель, а раз нет даже потенциального рынка сбыта – то и заниматься такой культурой не совсем интересно.

Ирина МАЙНГАРДТ

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий