Сельхозмашиностроители в ожидании шока

Программа № 1432 остается. На три года. В этом заверили сельхозмашиностроителей представители власти на VI Российском агротехническом форуме, состоявшемся в Москве 8 октября. Между тем уверенности в завтрашнем дне у производителей техники не прибавилось: по их мнению, нелогично отказываться от самой эффективной субсидии, а переформатирование мер господдержки отрасли в условиях «туманной» российской экономики не позволяет сельхозмашиностроителям стабильно и прогнозируемо выстраивать бизнес.

По словам президента Ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина, за 2019 год отгрузка сельхозтехники на внутренний рынок выросла на 5 %, на экспорт – на 13%, новых моделей появилось на 2% больше. Между тем доля отечественных агромашин на внутреннем рынке снизилась на 3%. Значительно «просели» отгрузки самоходных кормоуборочных комбайнов (минус 15%) и картофелеуборочных комбайнов (минус 85%).  Однако в целом за последние 6 лет отечественному сельхозмашиностроению был дан мощный импульс к развитию в основном благодаря действию Постановления Правительства № 1432. За этот период производство сельхозтехники в стране выросло в 3,3 раза, доля российской техники – в 2,5 раза. Яркий пример – Петербургский тракторный завод, увеличивший производство в 10 раз!

Заводы активно модернизировали свои производственные мощности, разрабатывали новые модели, внедряли технологии цифрового земледелия. Увеличился выпуск комплектующих, электроники, гидравлики.

– Технологический прогресс заметен невооруженным взглядом. Успехи достигнуты благодаря целостной политике государства: были разработаны меры по поддержке НИОКР, экспорта, по продвижению техники на внутренний рынок, – говорит Константин Бабкин. – Однако сейчас политика в сфере сельхозмашиностроения по разным причинам перестраивается. Самая эффективная мера – Программа 1432 – продлена еще на три года, объем финансирования на 2020-ый – 8 миллиардов рублей. При этом сельхозмашиностроители сомневаются, увидят ли они эту сумму, но даже если бюджет и будет таковым – этого недостаточно: в последние годы заводы потребляли 16-16,5 млрд рублей.

В 2019 году федеральным бюджетом на Программу 1432 предусмотрено 11 млрд рублей, однако к концу сентября перерасход субсидий составил 4,1 млрд. По прогнозам производителей техники, на текущий год финансирование необходимо в сумме 17,4 млрд рублей. Заводы ждут ответ от Правительства, будут ли и когда выплачены недостающие 6,4 млрд. На перспективу при скидке на агромашины 15% необходимы субсидии в объеме 16 млрд рублей. Соответственно, делает вывод президент Ассоциации «Росспецмаш», следует увеличивать финансирование по Программе 1432 или уменьшать дисконт. Также он отмечает возникшую в связи с пересмотром мер господдержки неопределенность в субсидировании НИОКР, транспортировки продукции, пилотных партий средств производства, специализированной техники и оборудования. Появляются вопросы и к изменившимся требованиям Постановления №719, которое, как известно, проводит черту между российскими и нероссийскими производителями техники.

Сельхозмашиностроители опасаются, что «чехарда» с пересмотром поддержки отрасли негативно скажется на стоящих перед ними задачах по развитию отечественного АПК. Ведь впереди огромное непаханое поле деятельности: низкая энергообеспеченность российских хозяйств, высокий процент машин старше 10 лет требуют наращивания объемов производства техники. Кроме того, ввод в оборот залежных земель, развитие глубокой переработки и экспорта – это тоже потенциал для сельхозмашиностроения.

Директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Роман Некрасов также отмечает недостаточное оснащение хозяйств техникой и низкую энергообеспеченность. По его словам, без развития отечественного сельхозмашиностроения невозможно достижение стратегических задач по развитию экспорта сельхозпродукции. А конечная цель мер господдержки – обеспечить аграриев доступной качественной техникой.

– За последние годы выросло количество приобретаемых хозяйствами тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Во многом благодаря таким мерам поддержки, как Программа 1432, льготные лизинг и кредитование, – подчеркивает Роман Владимирович. – Увеличилось количество заводов, участвующих в реализации Постановления Правительства №1432: начинали в 2013 году с 18, теперь 72 предприятия. Программа 1432 востребована теми регионами, которые формируют продовольственную безопасность страны и имеют экспортный потенциал российского АПК: Центральный, Южный, Приволжский федеральные округа. И мы ждем, что с пролонгированием Программы 1432 российские сельхозмашиностроители освоят выпуск тех изделий, той техники, которую сегодня мы в основном привозим из-за рубежа.

По словам заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Александра Морозова, господдержка отечественного машиностроения будет осуществляться в дальнейшем по трем основным направлениям: стимулирование спроса на внутреннем рынке, поддержка проведения НИОКР и развитие экспорта.

– Существует два ключевых драйвера, которые формируют переосмысление и повышение мер господдержки: первый – внедрение единой оценки уровня локализации производств, основанной на применяемых технологиях; второй – использование конкурсного подхода во всех мерах господдержки. В приоритете те компании, которые готовы при меньшем уровне, при меньшем объеме государственных средств реализовать больше своей продукции, – озвучил позицию Минпромторга Александр Морозов.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский уверен, что субсидии Минсельхоза и Минпромторга должны выдаваться ведомствами отдельно. А сельхозмашиностроителям рекомендует обратить внимание на такие точки роста, как производство малой техники для фермерских хозяйств («она сегодня, как правило, импортная»), специальных машин для селекции и семеноводства («не такой уж это узкий рынок»), для овощеводства и для переработки.

Директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков задается вопросами: почему отраслям нужна господдержка, почему сельское хозяйство так закредитовано.

– Мы все время находимся в ожидании шока – будет господдержка или не будет, дадут два миллиарда или двадцать два, привяжут к экспорту или нет… Система больна, и в этой «чехарде» мы не выполним задачи, которые нужны государству и обществу. Надо говорить о коренных проблемах АПК, – считает Сергей Серебряков. – Надо исследовать вопрос, какие институты развивать, чтобы изменить макроэкономическую среду.

Точку зрения аграриев высказал директор ООО «АФГ Националь Агро» Алексей Попов. Его предприятие занимается рисоводством, садоводством, овощеводством – применяется в огромных количествах разноплановая техника, хозяйство участвует во всех программах поддержки. Руководитель доволен оперативностью работы с лизинговыми и кредитными организациями, качеством отечественных машин. Однако возникает озабоченность, как бы изменения в субсидировании не сказались на машиностроении и в конечном итоге на самих аграриях:

– Будут ли заводы и в дальнейшем поставлять технику по приемлемой цене и сможем ли мы так же, как последние шесть лет, обновлять машинно-тракторный парк и инвестировать в будущее хозяйств?

Как минимум три года есть на то, чтобы сравнить, какой инструмент господдержки наиболее эффективен в процессе техперевооружения отечественного агропрома: Программа № 1432, льготный лизинг или льготное кредитование.

Ольга КАДУШКИНА

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий