Восьмирамочный улей и борьба с клещами: Денис Василенко делится секретами

В начале октября в Новосибирске состоится форум пчеловодов Сибири. Его участниками станут специалисты в этой отрасли сельского хозяйства из Украины, Беларуси, России. Омск на форуме представит председатель профессионального сообщества пчеловодов региона  Денис Василенко. Накануне мероприятия мы попросили Дениса Владимировича раскрыть секреты технологии содержания пчел в 8-рамочном улье и борьбы с клещом Varroa Destructor с помощью сублиматора.

– Денис Владимирович, почему именно 8-рамочный улей? Вы сразу начали с ним работать или постепенно пришли к этому?

– На данный момент у меня около 170 пчелосемей. Начинал я  с десятирамочных ульев, потом работал с двенадцатирамочными, затем – четырнадцатирамочными, а позже пришло понимание, что именно лучше всего подойдет в Сибири. Погодные условия нашей климатической зоны оставляют нам очень  короткий промежуток времени на развитие семьи пчел, подготовки их к зиме, а еще мед нужно успеть взять. Последние пять лет многие пчеловоды становятся промышленниками – это те  люди, которые максимально всю работу упрощают: если закорм пчел, то с водовоза –  массой, если, допустим, делать отвод, то несколькими сотнями, если качать мед, то на промышленной линии, которая за сутки может выкачать до трех тонн. Все масштабируется, в этом мы берем пример с зарубежных стран. Например, в Канаде, в Европе на одного пчеловода приходится до 500 пчелосемей, считается, что для одного пчеловода и двух его помощников – это норма. У нас же в России, если у пасечника 100 пчелосемей – уже тяжело. В Европе все механизировано, и разные агрегаты помогают человеку, мы же сильно отстаем. Так вот, восьмирамочный улей я выбрал именно потому, что он позволяет сделать процесс более технологичным.

– А в чем плюсы данного улья?

– Плюсов достаточно. Из-за того, что восьмирамочный улей полистирольный, он однозначно теплее, чем любой другой, и тепло в нем лучше сохраняется, во-вторых, при подставлении  вставок сверху, получается эффект дымоходной трубы: летом пчелам легче выпаривать влагу из меда.

При этом с таким ульем процесс обслуживания пчелосемей упрощается: когда заботишься о 50-ти семьях – это один труд,  а вот 500 пчелосемей –  уже совсем  другая нагрузка.  Чтобы было яснее, отмечу, что магазин с медом весит 21-22 кг.

Промышленная пасека подразумевает поддонное производство.  Есть поддон с магазинами, поддон с медом.

Восьмирамочный улей помогает здорово экономить время пчеловода. Данный улей удобен не начинающему, а именно тому пчеловоду, у которого более 100 семей пчел. Например,  раньше у меня были четырнадцатирамочные ульи, и, чтобы обслужить 50 пчелосемей, мне нужно было как минимум два дня, сейчас я за день обрабатываю 40 семей. Представляете, какая экономия времени? Кроме того, восьмирамочный улей дисциплинирует.

– Чем же?

– Допустим, если у вас шестнадцатирамочный сундук, то запас рамок большой, поэтому пчеловод имеет возможность качать мед тогда, когда сочтет нужным, и при этом пчелам есть куда развиваться. В восьмирамочном улье все должно быть четко по графику. Это дисциплинирует.

– Другая тема – борьба с клещом с помощью сублиматора. Расскажите, насколько это эффективно?

– Клещ постоянно адаптируется, у него очень сильная иммунная система. Это насекомое приспосабливается ко всем химикатам. В феврале текущего года я купил сублиматор. Прибор  работает по обеззараживанию ульев от клеща с помощью пара. Это, конечно, не панацея: самка клеща заползает в ячейку и начинает откладывать яйца только тогда, когда видит, что ячейку начинают запечатывать. Таким образом, когда ячейка запечатана и ее начинают обрабатывать сублиматором (то есть паром – прим. ред.), то внутрь ячейки пар не проходит, и соответственно, опадает только тот клещ, который сидит непосредственно на пчеле и на него попадает пар. А на того, который сидит внутри ячейки, пар уже не действует.

– И где же выход? Как бороться с клещом?

– Обработка должна проводиться через каждые семь дней, при этом нужно  чередовать, например, какую-либо химию и полоски. Но в работе с сублиматором есть большой плюс: пар через два часа распадается на углекислый газ и воду, и уже через сутки ни одни пробы не покажут наличие какой-то химии, потому что ее просто нет. При обработке химикатами они выветриваются до 30-ти дней, а  мы не можем себе этого позволить. Например, если я свой мед буду отправлять на экспорт, то будут сделаны анализы по 45-ти пунктам: требования к качеству продукции за границей очень высокие.

– Денис Владимирович, чем лично вам будет полезен форум пчеловодов Сибири?

– Это обмен опытом. Такие мероприятия здорово раздвигают горизонты и показывают, что останавливаться нельзя. У нас многие просто не верят, что пчеловодство может быть бизнесом и приносить серьезный доход. Я отвечу так: для того чтобы любой бизнес заработал, нужны вложения. Так, если я выйду на объем 50 тонн меда со своей пасеки, это будет интересно и прибыльно. Однозначно – нужно развиваться.

– Что могли бы посоветовать начинающим пчеловодам по территории, по количеству земли?

– Территория – где-то подальше от людей, не менее 500 метров от населенного пункта. Это важно, так как осенью, когда отбирают мед, пчела  злая  и начинает жалить. Что касается количества земли, то  достаточно 20-30 соток, для того чтобы содержать 200-300 семей.

Пчеловодство – это, пожалуй, одна из немногих сфер, где не получится быстро начать. Во-первых, нужно время, чтобы пчела сделала рамку. И ускорить этот процесс не получится, потому что нет таких агрегатов, которые могли бы сделать рамку, это под силу только живой пчеле. Так что бизнес пчеловода в первые два года – это только серьезные вложения и никакой прибыли. Возможно, это многих останавливает.

– Спасибо за беседу, удачи вам!

Ирина КОНСТАНТИНОВА

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий