Будет ли действенным российское агрострахование?

уборка зерновыхВ России активно идет уборка урожая зерновых. Недавно на совещании «О ходе проведения в 2013 году сельскохозяйственных уборочных работ» глава Правительства Дмитрий Медведев отметил, что «ситуация с урожаем неплохая: урожайность пока выше, чем в прошлом году, уже намолочено почти в 2 раза больше зерна, чем за тот же период прошлого года. Цифры такие: сейчас у нас 10,9 млн. тонн, а в 2012 году было 5,8».

Но, как всегда, в России не может быть все просто «неплохо» или «хорошо», где-нибудь да и вылезет ложка дегтя. В этом году ею стала аномальная жара, месяц назад захватившая европейскую часть страны. Пострадало 13 регионов: Липецкая, Воронежская, Ульяновская, Саратовская, Оренбургская, Самарская, Курганская области, ряд районов Челябинской, Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, а также Башкирия и Татарстан. Площадь погибших сельхозкультур составила 1,45 миллиона гектаров. Еще одной большой проблемой стала саранча, пронесшаяся по полям некоторых регионов. Так, в Оренбургский области общая площадь погибших полей составила 20,9 тыс. гектаров, а в Татарстане объявили режим чрезвычайной ситуации, почти половину сельхозугодий атаковали вредители.

И получается, что пока в Правительстве подсчитывают урожайность, проводят сравнительный анализ с прошлым годом, нашему крестьянину остается лишь уповать на спасение остатков урожая свыше и подсчитывать убытки, думая, чем же погашать кредит в банке.

А ведь негативных последствий данной ситуации можно было легко избежать, если бы в России была развита система страхования сельхозпроизводства. Да, официально она есть, однако наше государство значительно отстает от других стран по доле застрахованных земель (для сравнения: на 2012 год доля застрахованных полей в общем объеме засеянных полей в США – 80%, а в России – 15).

Сегодня у российских аграриев нет доверия к страховой системе, а, согласно данным Национального союза агростраховщиков, 45% отказов в выплатах происходит в результате несовершенства законодательства.

Вот как комментирует сложившуюся ситуацию в российском агростраховании главный редактор Газеты агробизнеса «Крестьянские ведомости» Константин Мезенцев: «Сельхозстрахование – это больная тема, так как по-настоящему страхования на рыночной основе у нас никогда не было, поэтому мало кто представляет, каким образом это надо делать. Когда мы вышли на рыночные условия работы, то создали такую схему страхования, при которой было очень выгодно получать фальшивое страхование. Государство выплачивало страховую премию, которую можно было поделить между страхователем и страховщиком. А ведь страхование урожая – это дело дорогое, если засуха, то выплачивалось бы очень много денег. Возникало множество мелких страховых компаний-авантюристов, которые не имели капиталов и не могли обеспечить надежную защиту сельхозтоваропроизводителям. В итоге сама идея страхования была дискредитирована. Все перестали страховаться. У нас в лучшие времена страховались, а это середина 90-х, 25-26% от всех площадей, а когда это «воровство» узаконилось, то эта цифра скатилась где-то до 10%, максимум 12%.

Поэтому было принято перейти на страхование с государственным участием. Сейчас проходит первый год действия этого закона, он показал, что государство выплачивает свою половину, но подавляющее число крестьян, помня старые схемы, все-таки опасается и старается туда не влезать. Тем более, застраховаться нужно через 2 недели после сева, но ведь на него было потрачено много денег, также на солярку, семена, удобрения, а риски достаточно велики, поэтому и ставки у страховых компаний очень высокие. Таким образом, получается, что у крестьян просто нет денег на страхование, и им остаётся вновь уповать на Господа Бога.

Так и получается, что агрострахования у нас толком нет, а остатки недоверия есть».

При этом ситуацию можно просто и быстро изменить. В «Дорожной карте развития сельского хозяйства России до 2020 года» одним из авторов, Константином Бабкиным, сопредседателем Федерального сельского совета, президентом ЗАО «Новое Содружество», предложен новый инструмент страхования, позволяющий сельхозпроизводителям застраховаться от непредсказуемого падения доходов в период природных и экономических катаклизмов, это государственное страхование маржи сельхозпроизводства.

Данный вид страхования активно используется в других странах. Так, в Канаде при падении маржи на 30% государством выплачивается по страховке 18%, а при 60% составит 42%, то есть фактически падение доходов фермеров будет от 5 до 18%. При этом, в отличие от страхования урожая, когда страховые компании могут найти тысячу причин для отказа в выплате компенсации, страхование маржи всегда выплачивается на основании расчетной ведомости.

Страхование маржи сельхозпроизводства – это один из многих инструментов, описанных в Дорожной карте, позволяющий увеличить доходность агарного сектора страны в 2-3 раза. А будет ли он действенным – это зависит от самих сельхозпроизводителей, от того насколько рьяно они начнут отстаивать свои права и требовать изменений в существующем законодательстве.

Анна Тяжевкина, пресс-секретарь Московского Экономического Форума

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий