Техрегламенты. Этикетка другая, кошельки прежние

ШкуренкоС июля текущего года правила маркировки молочной продукции ужесточились, производители теперь должны более наглядно информировать потребителей о наличии в продукции растительных жиров. Эксперты считают, что уточнение правил маркировки может положительно сказаться не только на добропорядочных производителях, поскольку спрос на качественные молочные продукты возрастет, но еще на кошельке и здоровье конечного потребителя. Так ли это? Испытывает ли уже потребитель на себе положительное воздействие от выше обозначенных нововведений? Изменилась ли жизнь добропорядочного производителя? Стало ли на рынке молочной продукции меньше фальсификаторов? 

Есть субъект во всей этой непростой истории, кому приходится напрямую контактировать как с производителем (переработчиком сырья), так и непосредственно с потребителем (покупателем). Это представители торговых сетей. Виктора Шкуренко, генерального директора одноименного Торгового дома, владельца крупнейшей омской сети, мы попросили обозначить свою позицию по этому вопросу.

 

– Виктор Васильевич, вы ближе всего к народу, к потребителю. Он, этот самый народ, уже начал говорить спасибо тем, кто инициировал и реализовал идею с новыми требованиями к маркировке молочной продукции?

– К сожалению, не могу вас обрадовать такой информацией. Да, у нас в обществе действительно существует проблема идентификации продукта, т.е. есть умельцы, которые могут произвести продукт, напечатать, что это масло, и реально даже самая современная лаборатория с трудом поймет, что это не масло совсем. А если там и молочный, скажем, жир и растительный присутствует, то еще сложнее определить. А если в технологии заложено присутствие того и другого, то это вообще утопия рассчитывать на то, чтобы найти какие-то нарушения в производстве.

Понятно, что страдает от этого потребитель, но не потребитель знамя поднимает, знамя это поднимает честный и порядочный производитель. Я без капли иронии сейчас это говорю. Как правило, это крупный производитель.

Более того, основная выгода от таких махинаций оседает и не в карманах поставщиков пальмового масла, как это может показаться. Им все равно, кто купит их продукт, экспортная цена от этого не меняется. Другое дело – для фальсификаторов. Их доход вполне очевиден. Цена на сливочное масло не берется с потолка, а устанавливается рынком. На начало года она составляла 5277 долларов за тонну, тогда как цена на пальмовое масло – 650 долларов за тонну. Заменитель молочного жира стоил порядка 820 долларов за тонну. Не сложно подсчитать, что на одной тонне фальсификата сливочного масла можно заработать порядка 4000 долларов (экспортер «пальмы» в любом случае зарабатывает одни и те же деньги, независимо от того, кто покупает и как дальше пальмовое масло используется). Доход генерируется именно у тех, кто продает спред с пальмовым маслом под видом и по цене сливочного масла. И никакие штрафы его не остановят. Тем более, что штрафы на сегодняшний день смехотворные.

– Так много фальсификаторов на этом рынке, что они мешают спокойно жить и работать нашим гигантам молочной продукции? Мне как потребителю это очень непросто осознать и принять. И моментально возникает вопрос к государству – как оно могло такое допустить?

– Здесь я бы поделил ответственность между государством и потребителем. Когда, к примеру, появляются обманутые дольщики, то их видно сразу. Государство понимает, что есть конкретные люди, которые от конкретных действий или бездействий конкретных людей или компаний пострадали. И оно вынуждено принимать меры. Но когда человек приходит в магазин и получает вместо сливочного масла спред, то эта тема не тянет на то, чтобы выходить на митинги. Тем не менее, проблема существует. И страшная правда в том, что российский потребитель, по крайней мере на сегодняшний день, и сам обманываться рад. Его не интересует ни диетология, ни качество продукта. Только цена. И это напрямую связано с экономикой страны. Вывести своих граждан из-за черты бедности, повысить их платежеспособность – это задача, которую должно решать государство. Вероятнее всего, когда человек будет более свободен в средствах, он сможет задуматься над тем, какой продукт ему хочется приобрести.

– Новые требования к маркировке полезны для потребителя. Пусть даже он этого не осознает.  Может быть, супермаркеты помогут покупателю сделать правильный выбор продукта? Некоторые специалисты уже сегодня предлагают торговым сетям разложить цельномолочные продукты и продукты с заменителем молочного жира на разные полки. Что вы думаете по этому поводу?

– Ничего не думаю. Бессмысленно. Не поможет. Даже у более-менее активного потребителя в голове происходит самообман. Он приходит в магазин, находит на полке продукт подешевле и искренне считает, что он выиграл. А на самом деле проиграл. И проблема в том, что ему этого не объяснить, его не переубедить. Он голосовал и будет голосовать кошельком, по-другому сказать, он как раньше искал продукт подешевле, так и продолжает его искать. Всё, другой мотивации у нашего потребителя, к сожалению, нет. Он пойдет к полке, где ценник ниже. Нравится вам это или нет.

– Вы за потребительскую активность и потребительскую ответственность?

– Совершенно верно. Никак иначе. У каждого потребителя есть свой собственный потребительский опыт, в лучшем случае он ориентируется на него. Это уже более-менее осмысленная активность, на мой взгляд. Уровень квалификации потребителей в последние годы все же растет, многие люди стали читать состав и осмысливать, что покупают. Но таких меньшинство.

Если дать потребителю некий совет, то я бы рекомендовал оценивать три вещи: где ты покупаешь, что ты покупаешь и за какую цену ты покупаешь. Килограмм нормальной колбасы не может стоить меньше, чем килограмм нормального мяса, то же касается и производных из молока. Если ты покупаешь «деревенскую» сметану в пластиковом контейнере без маркировки, в центре мегаполиса у бабушки возле супермаркета, то нет смысла задавать вопросы про качество. Вероятнее всего, у нее не стоит корова на балконе.  Но это опять вопрос потребительской активности, которой сейчас либо катастрофически мало, либо она искажена экономической ситуацией в стране.

Как только потребитель станет осмысленно делать выбор продукта, начнет понимать, что он хочет употреблять, все вопросы, которые мы с вами обсуждаем, отпадут сами собой. Встанет на место и ценовая политика, и вопросы качества. Пока мы очень далеки от такой ситуации. Это я могу сказать с уверенностью, поскольку ежедневно сталкиваюсь непосредственно с потребителем.

Я как владелец торговой сети не могу отказаться от продукции с растительными жирами по той простой причине, что она востребована сегодня покупателями. Я уже не говорю, что она сама по себе не так уж и вредна. Например, за рубежом потребление продукции, произведенной с применением растительных жиров, с каждым годом растет.

Но все же завершить наш разговор мне хотелось бы мыслью о том, что полное и правдивое информирование потребителя о составе продукта, который он покупает, необходимо. Только в этом случае потребительская активность и ответственность имеют смысл.

Надежда СОЛОДКОВА

Журнал «Агротайм», № 11(61) ноябрь 2018

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected], [email protected],  [email protected]

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий