Экстремальная   посевная – приговор   или   вызов?

DSCN4638Май в текущем году сибиряков теплом не радовал, скорее наоборот – в конце весны многие еще носили пуховики и шапки, поскольку несколько раз за месяц выпадал снег. Однако дискомфорт жителей Сибири – это явление неприятное, но временное, проходящее. Гораздо хуже то, что аномально холодная весна превратила посевную в экстрим. Низкие температуры и обильные дожди сдвинули начало омских весенне-полевых работ на неделю, а в некоторых районах и на две. Многим пришлось вносить коррективы в структуру посевов, увеличена доля масличных и кормовых культур. Не особенно радовал омских растениеводов и июнь – холодные ночи не способствовали ни скорым всходам, ни активному росту посеянных культур. Не прибавили оптимизма и растущие цены на топливо. Чего ждать в такой ситуации от земли, какие меры предпринять, чтобы во время уборочной получить достойный результат – об этом сегодняшний разговор на форуме профессионалов.

 

 

ХрамцовИван ХРАМЦОВ, главный научный сотрудник ФГБНУ Омский АНЦ:

Текущий год покажет профессионалов

А  что у нас уже такая большая проблема? Это просто особенности посевной нынешнего года. Более того, таких годов у нас было немало. 1988 год – 66 мм осадков выпало в мае, нынче – 70. Урожайность тогда у нас была 15 ц/га. Были года, например, 1986-ой, когда осадков в мае выпало и 106 мм и мы получили неплохой урожай.  Те, кто говорит, что май слишком влажный и это  отрицательно скажется на урожае, немного лукавят. Как показывает статистика, продуктивность наших зерновых определяют осадки июня и июля.

Конечно, на повышенную влажность в этом году накладывается еще и низкий температурный режим в период посевной. В сочетании друг с другом эти два фактора, безусловно, усложняют задачу, я не спорю. Но у нас в Сибири, как правило, биологически активные почвы,  и за две теплые недели в июне нитрификационные процессы развиваются так, как в Европе за месяц. Они обеспечат наши культуры азотом, и все выправится. Кто посеял, тот обязательно будет с урожаем. Это точно. С каким? Вот это уже вопрос профессионализма каждого хозяина.

Главная проблема при сочетании повышенного увлажнения почвы и низкой температуры заключается в том, что мы не смогли существенно побороться с сорняками в период посевной. Все эти работы, соответственно, перешли на лето, мы вынуждены будем бороться с сорняками уже по  вегетации растений, что усложняет работу и немного снижает эффективность.

Мы привыкли много говорить о посеве и уборке урожая. Но пришло время говорить о выращивании урожая, об управлении продукционным процессом. В текущем году в выигрыше будет тот, кто владеет всеми этими технологиями. Есть сегодня стимуляторы роста, ускорители созревания, есть препараты, которые сокращают вегетационный период. Есть огромный спектр средств защиты, техника шагнула далеко вперед. Можно варьировать сортами. Конечно же, в такой ситуации надо делать упор на  скороспелые. Как правило, азотные удобрения затягивают процесс вегетации, а фосфорные – ускоряют, то есть  удобрениями также можно  управлять продукционным процессом. Наши сельхозпроизводители об этом хорошо знают. Скажу больше! Есть в нынешнем году для технологов, агрономов и руководителей поле для творчества.

Серьезный в нынешнем году экзамен должны будут сдавать те, кто работает по технологии прямого посева. Они работают без механической обработки почв. Высокая влажность, плюс низкие температуры, почва не готова была к технологии прямого посева. Здесь стоял вопрос: ждать или все же что-то делать с почвой? При этом всем же понятно, что если хоть какую-то механическую обработку провести, то это сводит на нет годами выстроенную технологию. Одним словом, очень интересный год, он покажет нам профессионалов!

 

СутягинскийЮрий СУТЯГИНСКИЙ, генеральный директор ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур»:

Если бы нам усложняла жизнь только природа, мы бы справились

Посевная-2018 сложна не тем, что погода нас подвела, с этим мы научились уже справляться. Дело все в том, что в этом году нам пришлось столкнуться с целым комплексом проблем. Об этом надо говорить.

Наше предприятие занимается выращиванием зерновых культур в пяти климатических зонах, плюс производство молока и мяса. Практически у нас замкнутый цикл, мы сами обеспечиваем себя и кормами. Конечно, возможность сеять в разных климатических зонах дает определенные преимущества, есть у нас возможность, и мы ею пользуемся, выращивать разные культуры. Подсолнечник, лен, овес – это культуры, которые районированы у нас, и мы их активно используем. В 2018 году по 200 га выделили под сою и под рапс. Вырастим семена и на следующий год будем активно их сеять. Эти культуры сегодня достаточно маржинальны и должны положительно отразиться на экономике хозяйства. Есть заявки на рыжик. Будем изучать чечевицу. Пшеница-то, как оказалось, сегодня никому не нужна. И сколько бы ты ее сегодня ни вырастил, экономику не поправишь.

В этом смысле нам сегодня, как, впрочем, и всем сельхозтоваропроизводителям, непросто. Убежден, задача государства состоит в том, чтобы видеть немного наперед, планировать наперед, выстраивать все цепочки-взаимосвязи в сельскохозяйственной деятельности страны в целом. Но мы, к сожалению, видим, что это, если и делается, то недостаточно эффективно. К примеру, ставится задача – выращивать как можно больше зерна. Мы все на эту задачу работаем и, надо сказать, в большинстве своем работаем успешно. Но, выращивая огромное количество зерна, мы сталкиваемся с пучком проблем, которые не можем решить, и, как оказалось, их не может решать и государство. У нас на предприятии есть животноводство, поэтому ни один центнер зерна не пропадет. Но переводить продовольственную пшеницу на корм скоту – это, конечно, кощунство. Однако иногда другого выхода и нет. Приходится работать в убыток.

Вот именно поэтому мы на входе в посевную 2018 года оказались в очень сложной ситуации. Плюс еще погодные условия усугубили все. Есть районы – Саргатский, Исилькульский, частично Москаленский, в которых мы очень долго не могли выйти в поля просто потому, что в грязь и лужи никто не сеет. Хозяйства, которые сумели отсеяться в срок, помогали и техникой, и людьми тем, кто просто физически не мог этого сделать. Так или иначе, с некоторой задержкой, конечно, но мы справились с посевной. Надеемся, что справимся и с вегетацией. Понимаем, что нас ждет, поэтому закуплены дополнительные гербициды. Протравители использовали двухкомпонентные, т.е. в землю мы посадили здоровое хорошее ядро. Плюс при посеве использовали жидкие минеральные стартовые добавки, которые стимулируют более мощный рост. Сложно сегодня вести борьбу с сорняками, приходится также менять стратегию. Непросто будет в этом году вырастить урожай, но мы сделали и делаем для этого все возможное.

Но был же еще один, я бы даже сказал, удар в спину, который нам всем пришлось пережить. Опять же с молчаливого согласия Правительства РФ, это беспрецедентный скачок цен на топливо. И именно в разгар посевной кампании, тогда, когда нужно поддержать производителя. У нас в Сибири закупать топливо впрок просто нельзя, не те климатические условия – не понятно, что будет весной с летним топливом, пережившим нашу 30-градусную зиму. А выдержать нынешние цены не под силу даже очень крупному хозяйству.

Так вот все эти моменты в совокупности однозначно негативно скажутся на конечном продукте – на урожае. Не могут не сказаться. А если еще будет дождливая осень, то мы соберем еще и некачественную продукцию, которая пойдет по цене фуража. Государство уже сейчас должно включиться и определить стратегию поддержки тех, кто кормит страну.

 

ЛогуновСергей ЛОГУНОВ, директор ООО «Агроплант»:

Сетовать некогда, надо работать

Погода всегда вносит свои коррективы. У нас каждый год – экстремальный. Экстрим только разный. В 2018 году – высокая влажность и низкие температуры.  Уложиться в агротехнические сроки, определенные нашей омской наукой, в этом году было можно, но рискованно – земля влажная и холодная. Я рискнул, посадил. Так мне подсказала моя интуиция и многолетний опыт. Сейчас смотрю на первые результаты и думаю, что правильно сделал, не ошибся. Дело в том, что нам сложно придумать что-то еще, чтобы сократить период вегетации, он у нас в Сибири и так очень короткий. Исходя именно из этого, наши ученые районировали сорта картофеля, способные вызревать в эти сроки. Под эти сроки разработана вся сложная агрономическая цепочка мероприятий. Некуда сокращать, есть риск получить незрелый продукт или уйти с урожаем в зиму, а это, как вы понимаете, для овощеводов – не выход. Весенне-полевые работы завершили почти в срок, теперь будем в буквальном смысле бороться за урожай. Справиться с сорняками, которые нынче поднимаются одновременно с картофелем, и болезнями, которые неизбежно возникнут в связи с тем, что клубни долго лежали в холодной и переувлажненной земле, мы сможем только в случае внимательного контроля за полями, практически в ежедневном, ежечасном режиме. Что-то будем стараться предотвратить, с чем-то придется бороться. Есть для этого специальные средства, есть необходимая техника. Будем надеяться на то, что в оставшуюся часть лета природа будет к нам более благосклонна. Но готовы ко всему.

 

 ЛевшуновМаксим ЛЕВШУНОВ, заместитель главы КХ «Тритикум»:

«Нулевики» экзамен сдали

Год непростой, но если честно, то в нашем хозяйстве особенно больших проблем не было. Да, их было чуть больше, чем в прошлые годы – и тракторы буксовали и даже тонули в грязи, и сеялки тяжело шли, но не настолько, чтобы назвать эту посевную экстремальной. Мы отсеялись в срок, технология нам позволила это сделать. Многие противники нулевой технологии говорили, как вы будете сеять, у вас вода на поле стоит. Да, у нас вода на поле стояла, но она быстрее ушла, чем у тех, кто по классической технологии работает. У нас было постепенное впитывание влаги. Плюс сеялки, тракторы более приспособлены к таким условиям. Если говорить о тракторах, то у них колеса такие, которые позволяют оказывать минимальное давление на почву. У сеялки тоже нагрузка меньше – маленький анкер или диск просто разрезает почву.

По большому счету, если говорить о том, что посевная 2018 года – это экзамен, то экзамен для всех. И вот как раз «нулевики» его успешно сдали. Я их всех знаю, они все отсеялись. И засеяли либо 100% площади, либо 98% минимум. Я знаю и всех тех, кто работает по классической системе земледелия.  Практически весь север сеет по «классике». Посмотрите статистику, результат вас не порадует. Я считаю, что своевременная посевная в текущем непростом году – это в том числе и заслуга нашей технологии. И не надо думать, что прямой посев подходит только к нашей климатической зоне. Нет. Это очень гибкая технология, ее можно адаптировать под любые условия, важно лишь понять ее философию. И тогда она гарантирует успех. Я в этом абсолютно уверен. У меня есть опыт общения не только с растениеводами нашего сибирского региона, даже те, кто реализует технологию прямого посева в условиях с гораздо большей влажностью – запад нашей страны, Аргентина с ее муссонными дождями, все получают достойнейшие результаты, но при условии четкого соблюдения выстроенной технологии.

Впрочем, я знаю огромное количество аграриев, которые работают по «традиции» и отсеялись на отлично. Не думаю, что дело тут в технологии обработки земли, дело в профессионализме тех, кто занимается растениеводством.

Но, конечно же, окончательные итоги мы будем подводить уже на финише уборочной кампании. Сделать предстоит еще очень много, и каждый собственник и агроном должен будет приложить немало сил, чтобы получить ожидаемый результат. И шаги эти будут у всех разные, в зависимости от технологии, климатической зоны и культур, которые выращиваются. Вряд ли тут можно дать какие-то универсальные советы. Каждый будет сам подписывать свою «зачетку» осенью, подводить итоги, делать выводы. Любопытно будет встретиться и поделиться опытом.

Журнал «Агротайм», № 7(57) июль  2018

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected], [email protected],  [email protected]

 

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий