Покров   для   поля   и   кармана

DSCN4014В прошлом номере журнала «Агротайм» мы рассказывали о первом в российской аграрной истории съезде сторонников прямого посева, который состоялся в конце февраля в Ростове-на-Дону. Сразу после него началась двухдневная международная конференция (в отличие от съезда это собрание проводилось уже второй раз), на которой опытные аграрии из США, Украины, а также ряда регионов России поделились опытом применения ноу-тилл на своих полях. Многие из них объехали с наблюдениями весь мир и отказались от пахоты десятки лет назад. В нашем материале мы обобщили наиболее важные рекомендации, которые дали слушателям спикеры.

Далеко не каждый понимает: отказ от плуга (некоторые еще демонстративно режут его на металлолом) не означает автоматического перехода на систему ноу-тилл. Она складывается из целой системы условий и принципов, каждый из которых важен по-своему. Однако, несмотря на обилие подобных «кирпичиков», которые составляют крепкое и надежное «здание» нулевой технологии, есть несколько фундаментальных оснований, без которых вообще сложно представить себе «прямой посев».

В первую очередь, речь здесь идет о выстроенном севообороте (что само по себе нелегкая задача, учитывая ценовые колебания последних лет), причем с использованием покровных культур (это усложняет задачу в разы). Именно вокруг этой темы «крутилась» немалая часть докладов на международной конференции, организованной, к слову, Ассоциацией сторонников прямого посева (АСПП).

 

Такой важный покров

Почему так важно использовать покровные культуры, несмотря на проблемы с влагой и повышение себестоимости производства? Об этом высказался практически каждый из приглашенных «гуру» ноу-тилл.

– Ценность почвы заключается в ее способности отдавать питательные вещества растениям, а также накапливать влагу и воздух: из этого складывается ее плодородие, – утверждает ведущий специалист-практик по постановке системы защиты и питания сельхозкультур днепропетровского холдинга «Агро-Союз» (Украина) Елена Дудкина. – Но почвенные процессы не происходят без самих растений. Мы даже не представляем себе, но растения – это просто химические лаборатории по выработке различных веществ. Причем каждый вид растений продуцирует особый, только ему присущий тип элементов, используемых потом микроорганизмами. Чем больше растений на поверхности, тем больше жизни в почве.

IMG_20180220_115032По словам международного эксперта по развитию технологии прямого посева (штат Небраска, США) Пола Ясы, живые корни растений должны находиться в почве практически всегда – ну или как можно дольше. Это дает сразу несколько важнейших эффектов (о них позже). Цель – увеличить биологическое разнообразие на полях.

– Наша схема чередования коммерческих и покровных культур выглядит так, – рассказал Яса. – Нужен «холодный» злак и широколистная культура холодного периода, или же бобовые. Потом «теплый» злак и опять бобовые либо же широколистные теплого периода. У нас в Небраске много кукурузы и сои, поэтому я использую «холодные» злаки и широколистные в качестве покрова. Разумеется, растительные остатки мы сохраняем на полях. Они дают углерод почве.

Один из лучших практиков ноу-тилл Белгородской области (построил на этой технологии высококлассное семеноводческое хозяйство, опыт использования прямого посева 10 лет), глава КФХ Андрей Бедненко подчеркивает: полноценное двустороннее «взаимодействие» растений (как живых, так и погибших, в качестве элемента питания) с почвенными организмами – это то, что нужно аграрию.

– Все процессы, которые важны для плодородия почвы, происходят близко к ее поверхности, а также в мульче, – считает он. – Говорят, гумус очень важен. В начале века мы в области получили от царя-батюшки гумус 14%, сейчас осталось, дай бог, 4%. Но в лучшем случае, как мы его понимаем, гумус – это лишь свидетель плодородия. Основная вещь – это не гумусовое, а динамическое плодородие с помощью бактерий и грибов. А им для питания нужны растения. Кто давно работает с ноу-тилл, тот заметил: некорневые подкормки работают при этой технологии гораздо хуже. Потому что в естественных условиях растение питается из почвы благодаря тому, что там бактериальная флора. Вообще, почва – это «гипермаркет питательных веществ».

В своем КФХ Андрей Бедненко включил в севооборот овес, гречиху, кукурузу, сою, пшеницу, горчицу. Причем последнюю он сеет только в «коктейле» – корни данной культуры не поддерживают развитие микоризы (симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений – прим.ред.). А она крайне необходима, считает аграрий.

По мнению Елены Дудкиной, при правильно выстроенном севообороте в почве создается питательный «баланс». Со временем он позволяет отказаться от некоторых видов удобрений и снизить дозы обычно вносимых, в первую очередь, разумеется, азота. Так произошло, в частности, и на полях Бедненко.

– Последние 6-7 лет мы не вносим калийные удобрения, – рассказал фермер. – Почвенные анализы показывают, что в них нет потребности. Используем серу, фосфор, азот. Если мы хотим наращивать плодородие почвы, то в ней должно быть большое количество растительных остатков. В севообороте должно присутствовать две трети злаковых культур. Иначе мы теряем определенные шансы вернуть углерод в почву.

 

Собиратели влаги

Итак, с питанием понятно. Какие еще преимущества дает аграрию применение покровных трав? В первую очередь, травы сохраняют в почве влагу, уверяет Пол Яса. Во-первых, корни живых растений рыхлят почву и улучшают ее структуру. Почва становится более рыхлой, инфильтрация (способность поглощать воду) увеличивается. Во-вторых, растительные остатки от прежних культур укрывают землю от излишнего холода зимой и защищают от высыхания и растрескивания летом. Таким образом, при длительном использовании ноу-тилл лишняя влага спускается вниз, а тепло, когда надо, поднимается наверх. Кроме того, на стерневом «каркасе» лучше задерживается снег.

– Часто я наблюдал, как на фермах, где практикуют традиционную технологию, снег просто сдувало с полей ветром, – делится воспоминаниями Пол Яса. – Это приводит к негативным последствиям. Непокрытая почва замерзает. С другой стороны, в том месте, куда сдуло снег, появляется избыток влаги. Однажды в одном нашем регионе выпало 150 мм осадков за ночь. На обрабатываемом поле начался сток, поле пришлось пересеивать и потом заниматься дренажом. А «ноутильное» поле через дорогу впитало в себя влагу – всю!

Как говорит американский фермер, он проводил сравнительные исследования почвы при прямом посеве и на «классике» на протяжении 25 лет. Результаты подтверждены годами наблюдений: механическая обработка нарушает структуру почвы, а ноу-тилл с применением покровных трав восстанавливает ее, делает пористой, рассыпчатой.

IMG_20180220_113908Это показал и любопытный эксперимент от организаторов конференции. Прямо за стенами зала, где звучали доклады, американцы провели наглядный опыт. В специальные емкости было помещено несколько реальных образцов почвы. Их взяли с полей Ростовской области – в находящихся по соседству хозяйствах: «традиционном» и «нулевом». Сверху имитатор осадков разбрызгивал воду, внизу под емкостями с почвой стояли бутылки. Разумеется, за установленный промежуток времени больше всего жидкости оказалось в бутыли, стоящей под рыхлой, оструктуренной почвой, «забывшей» о плуге.

Благодаря подобным «последствиям», ноу-тилл позволяет сэкономить для культур от 125 до 300 мм влаги. Причем даже нижняя граница в 125 мм дает повышение урожайности на пшенице до полутора-двух тонн с га.

IMG_20180220_113928– Когда мы «вспушиваем» почву плугом, то почва высыхает, – продолжает Поля Яса. – За один проход техники теряется 12-20 мм влаги. Если таких проходов три, то потери достигают 60 мм. Кроме того, сама механическая обработка нарушает растительные остатки на полях. А ведь они поглощают энергию капли. Без хорошей стерни, без мульчи, капля попадает на голую землю и разбивает ее. Получается эрозия. Кстати, изначально в США начали сеять покровные культуры именно для борьбы с эрозией почв. В Канзасе проводили исследования, которые показали: потери влаги на непокрытой почве составляют 2 мм в день. Каждый день вы теряете влагу! Я часто слышу, как мне говорят: «Нам не хватает влаги, чтобы выращивать покровные травы». Но ведь сорнякам достаточно влаги, чтобы расти!

Кстати, о сорняках. Помимо сохранения влаги покровные культуры приводят еще к одному результату, свидетельствует Пол Яса: с годами покровные травы начинают вытеснять сорную растительность с полей. Это важная вещь, которую стоит запомнить, подчеркивает фермер: почва не умеет «отдыхать». Если вы не посеете в нее то, что нужно вам, она «взрастит» то, что захочет сама.

 

Покровные нюансы

На что следует обратить внимание всякому, кто только собирается или уже начал сеять покровные культуры? Краеугольный принцип – равномерность. Растительные остатки должны распределяться по полю максимально ровно, чтобы защитить и укрыть каждый его участок. Благодаря такому подходу, каждое семечко, попав в почву, окажется в одинаковых условиях развития – по влажности, температуре, глубине. В свою очередь, это обеспечит равномерный травостой.

– По большому счету, равномерность достигается единственным инструментом – качественной работой комбайна, – объясняет Пол Яса. – Иногда на поле образуются кучки соломы. Я раньше тоже думал: «Ой, ну и ладно». Но именно такие кучки потом начнут застревать в сеялке, создавая проблемы. Вообще то, что сеялка забивается, это не ее проблема, а проблема комбайна. Чтобы сеять проще, нужно качественно разбрасывать растительные остатки, вот и все. И солому, и полову. На западе США для уборки пшеницы часто используется очесывающая жатка. Солома после ее прохода остается вертикально стоять на корню.

Сам Пол Яса очес не применяет, но старается срезать колос как можно выше. Когда же растительные остатки стоят вертикально, то можно сеять и поперек них. Кроме того, такая «конструкция» позволяет задержать максимальное количество снега – что, безусловно, крайне актуально для засушливых территорий.

Какую сеялку выбрать ноутильщику?

Как известно, глобально они разделяются на два вида: анкерные и дисковые. Считается, что первый вид хорош своей высокой «проходимостью», особенно во влажных условиях. Диск бережнее «работает» с почвой. Как утверждают практики ноу-тилл, любая сеялка прямого посева должна выполнять четыре требования: разрезать растительные остатки, делать борозду, давать хороший контакт с почвой для закладки семени и надежно закрывать борозду. Конечно, анкерная сеялка не может разрезать лежащую стерню, поэтому перед сошниками производители стали ставить колтер – разрезающий диск. Но, по мнению Пола Ясы, это не делает такую конструкцию пригодной для технологии ноу-тилл.

– По сути, анкер – это устройство для механической обработки почвы, – размышляет он. – Сошник сильно рыхлит почву, что противоречит требованиям нулевого посева. На самом деле анкерные сеялки придумали для обрабатываемых почв, где имеется сухой первый слой и нужно дорыть немного до влаги. То есть «обрабатывающее» орудие превратили в «высевающее». Но при прямом посеве влага не располагается глубоко.

По словам американского эксперта, наиболее востребованы сейчас моно- или двухдисковые сеялки. Опять-таки, вопрос: сколько дисков предпочесть – один или два (располагаются под углом)? Пол Яса выступает за второй вариант.

– На двухдисковых сеялках каждый сошник работает независимо, – так он объясняет свой выбор. – Мне нравится, когда сеялка обеспечивает гибкость: если попадаются неровности на поле, то каждый из дисков настраивается на нужную глубину. Некоторые жалуются, что сеялки для ноу-тилл очень дорогие. Но я считаю, что это все равно дешевле, чем купить устройство для обработки почвы, трактор к нему, а потом еще и сеялку, которая опять-таки требует отдельного трактора. Да и в стратегической перспективе, если учитывать все деградационные процессы в почве от постоянной пахоты… «Классическая» технология со всеми ее прелестями обойдется вам гораздо, гораздо дороже.

Игорь НОВОСЕЛЬСКИЙ

Журнал «Агротайм», № 3(53) март 2018

По вопросам размещения рекламы в журнале обращаться:

644007, г.Омск, ул.Булатова, 101, оф. 203

8(3812)92-51-56, 8-908-311-53-34,

8-951-422-41-50, 8-913-645-49-26,

[email protected], [email protected],  [email protected]

Оцените статью
Агротайм
Добавить комментарий

  1. Владимир

    Утверждение,что анкерные сошники “это устройство для механической обработки почвы”, не совсем верно. Дисковые сошники при бороздообразовании также механически обрабатывают почву, подвергая ее таким видам деформации, как сдвиг и сжатие, что по сравнению с таким видом деформации, как растяжение почвы (а именно ее осуществляют анкерные сошники) с точки зрения земледельческой механики предпочтительнее, так как на 30 процентов менее энергозатратно. Мною запатентован “Способ прямого посева сельскохозяйственных культур и устройство для его осуществления”, устраняющий все недостатки анкерных сошников. Если редакцию журнала заинтересует новый способ, могу направить по электронной почте материалы изобретения. С уважением Владимир Ильич Сесякин

    Ответить